Трансмиссионные масла: виды, классификация, особенности выбора
Эффективная работа всех узлов трансмиссии напрямую зависит от качества масла в КПП. Оно не только смазывает движущиеся части, но и снижает трение, износ деталей, отводит тепло, тем самым повышая КПД.
Еще 40 лет назад существовало только два типа жидкостей, сегодня количество видов трансмиссионных масел превышает несколько сотен. Можно подобрать под любые параметры и характеристики автомобиля.
Какие бывают виды масла в коробку передач
Существует три основных типа масел в коробку передач: минеральные, полусинтетические и синтетические.
- Минеральное — производится из очищенной нефти. Оно дешевое, но уступает по характеристикам синтетическим и полусинтетическим аналогам. Минеральные масла густеют при низких температурах, поэтому зимой владелец авто может испытывать затруднения при переключении передач.
- Полусинтетическое — смесь минерального и синтетического масла. Сочетает в себе доступную цену и улучшенные характеристики по сравнению с минеральным видом. Полусинтетические масла более текучи при низких температурах, а также отличаются длительным сроком службы.
- Синтетическое — производится из синтетических компонентов. Это самый дорогой вид с самыми высокими характеристиками. У синтетических масел широкий диапазон рабочих температур и длительный срок службы.
Классификация трансмиссионного масла
Трансмиссионные масла классифицируются согласно стандартам Американского института нефти (API) и классу вязкости, установленному Американской ассоциацией инженеров (SAE).
Классификация по API
API определяет стандарты в зависимости от типа и применения масел. Основные категории:
- GL-1 — для устаревших механических коробок передач (МКПП) с низкими нагрузками;
- GL-2 — для МКПП с синхронизаторами;
- GL-3 — для МКПП с более высокими нагрузками;
- GL-4 и GL-4+ — для МКПП с гипоидными передачами;
- GL-5 — для высоконагруженных гипоидных передач;
- GL-6 — для максимально нагруженных гипоидных передач;
- MT-1 — масло высшего класса для МКПП.
Цифра после GL обозначает уровень эксплуатационных свойств масла. Чем выше цифра, тем лучше свойства.
Класс вязкости по SAE
Стандарт SAE разделяет трансмиссионные масла на классы, в зависимости от их вязкости при низких и высоких температурах. Обозначения включают числовые коды, где первая часть указывает на вязкость при низких температурах (W означает зиму), а вторая — при высоких. Чем меньше число, тем более текучее масло при низких температурах.
Основные категории SAE:
- Зимние: 70W, 75W, 80W, 85W.
- Летние: 80, 85, 90, 140, 250.
- Всесезонные: 75W-90, 80W-90, 85W-140.
По каким параметрам выбирать масло в КПП
Перед тем, как купить масло в коробку передач, важно определиться с основными параметрами выбора.
Категория техники
Первое, на что обращают внимание при выборе масла, это категория техники:
- Легковые авто,
- грузовые,
- спецтехника,
- сельхозтехника.
В легковых авто учитывается ведущий мост, т.е. переднеприводные, заднеприводные или полноприводные. В грузовых, спецтехнике и сельхозтехнике — повышенная нагрузка на агрегат в целом.
Тип трансмиссии
Ручная (механическая) КПП — подойдут разные типы масел, как ATF (автоматические трансмиссионные), так и масла для ручных трансмиссий (MTF) или универсальные аналоги для обоих типов.
Автоматическая КПП — подходят только ATF, причем разные коробки могут требовать разные классы масла, в соответствии с требованиями производителя.
Объем
В зависимости от нужного количества масла, производители предлагают емкости с жидкостью разного объема: от 100 миллилитров до 5 литров. В новую машину есть смысл покупать емкости большого объема, а если нужно долить немного до нужного уровня, подойдут варианты до 1-2 литров.
Вязкость
Вязкость масла важна для правильной смазки в разных климатических условиях. Этот параметр обозначается классом SAE. Для северных регионов подойдут виды с максимальным числовым индексом W.
Условия эксплуатации
При использовании автомобиля с высокими нагрузками, буксировки или в экстремальных условиях (жаркий или холодный климат), важно, чтобы масло подходило по характеристикам.
Рекомендации по использованию масла для трансмиссии
Рекомендации могут немного отличаться в зависимости от типа трансмиссии (ручная или автоматическая), конкретной марки масла и рекомендаций производителя. Но, есть ряд универсальных советов, которые подойдут всем:
- Использовать масло, которое рекомендовано производителем конкретного автомобиля. Искать в руководстве по эксплуатации.
- Не смешивать масла. Когда нужно добавить или заменить его, важно выбирать то же самое масло, которое было ранее использовано в трансмиссии.
- Следить за уровнем, чтобы избежать проблем со смазкой.
- Соблюдать интервалы замены — каждые 48-96 тысяч км, точные интервалы в разных марках авто могут различаться.
- Хранить в сухом и прохладном месте.
- Соблюдать срок годности.