Трансмиссионные масла: виды, классификация, особенности выбора
Эффективная работа всех узлов трансмиссии напрямую зависит от качества масла в КПП. Оно не только смазывает движущиеся части, но и снижает трение, износ деталей, отводит тепло, тем самым повышая КПД.
![трансмиссионные масла](https://img.moyo.ua/img/categories/7130/7130_1709025779_0.jpg)
Еще 40 лет назад существовало только два типа жидкостей, сегодня количество видов трансмиссионных масел превышает несколько сотен. Можно подобрать под любые параметры и характеристики автомобиля.
Какие бывают виды масла в коробку передач
Существует три основных типа масел в коробку передач: минеральные, полусинтетические и синтетические.
- Минеральное — производится из очищенной нефти. Оно дешевое, но уступает по характеристикам синтетическим и полусинтетическим аналогам. Минеральные масла густеют при низких температурах, поэтому зимой владелец авто может испытывать затруднения при переключении передач.
- Полусинтетическое — смесь минерального и синтетического масла. Сочетает в себе доступную цену и улучшенные характеристики по сравнению с минеральным видом. Полусинтетические масла более текучи при низких температурах, а также отличаются длительным сроком службы.
- Синтетическое — производится из синтетических компонентов. Это самый дорогой вид с самыми высокими характеристиками. У синтетических масел широкий диапазон рабочих температур и длительный срок службы.
Классификация трансмиссионного масла
Трансмиссионные масла классифицируются согласно стандартам Американского института нефти (API) и классу вязкости, установленному Американской ассоциацией инженеров (SAE).
![купить масло в коробке передач](https://img.moyo.ua/img/categories/7130/7130_1709025779_1.jpg)
Классификация по API
API определяет стандарты в зависимости от типа и применения масел. Основные категории:
- GL-1 — для устаревших механических коробок передач (МКПП) с низкими нагрузками;
- GL-2 — для МКПП с синхронизаторами;
- GL-3 — для МКПП с более высокими нагрузками;
- GL-4 и GL-4+ — для МКПП с гипоидными передачами;
- GL-5 — для высоконагруженных гипоидных передач;
- GL-6 — для максимально нагруженных гипоидных передач;
- MT-1 — масло высшего класса для МКПП.
Цифра после GL обозначает уровень эксплуатационных свойств масла. Чем выше цифра, тем лучше свойства.
Класс вязкости по SAE
Стандарт SAE разделяет трансмиссионные масла на классы, в зависимости от их вязкости при низких и высоких температурах. Обозначения включают числовые коды, где первая часть указывает на вязкость при низких температурах (W означает зиму), а вторая — при высоких. Чем меньше число, тем более текучее масло при низких температурах.
Основные категории SAE:
- Зимние: 70W, 75W, 80W, 85W.
- Летние: 80, 85, 90, 140, 250.
- Всесезонные: 75W-90, 80W-90, 85W-140.
По каким параметрам выбирать масло в КПП
Перед тем, как купить масло в коробку передач, важно определиться с основными параметрами выбора.
Категория техники
Первое, на что обращают внимание при выборе масла, это категория техники:
- Легковые авто,
- грузовые,
- спецтехника,
- сельхозтехника.
В легковых авто учитывается ведущий мост, т.е. переднеприводные, заднеприводные или полноприводные. В грузовых, спецтехнике и сельхозтехнике — повышенная нагрузка на агрегат в целом.
Тип трансмиссии
Ручная (механическая) КПП — подойдут разные типы масел, как ATF (автоматические трансмиссионные), так и масла для ручных трансмиссий (MTF) или универсальные аналоги для обоих типов.
![масло для коробки передач](https://img.moyo.ua/img/categories/7130/7130_1709025780_2.jpg)
Автоматическая КПП — подходят только ATF, причем разные коробки могут требовать разные классы масла, в соответствии с требованиями производителя.
Объем
В зависимости от нужного количества масла, производители предлагают емкости с жидкостью разного объема: от 100 миллилитров до 5 литров. В новую машину есть смысл покупать емкости большого объема, а если нужно долить немного до нужного уровня, подойдут варианты до 1-2 литров.
Вязкость
Вязкость масла важна для правильной смазки в разных климатических условиях. Этот параметр обозначается классом SAE. Для северных регионов подойдут виды с максимальным числовым индексом W.
Условия эксплуатации
При использовании автомобиля с высокими нагрузками, буксировки или в экстремальных условиях (жаркий или холодный климат), важно, чтобы масло подходило по характеристикам.
![масло для трансмиссии](https://img.moyo.ua/img/categories/7130/7130_1709025780_3.jpg)
Рекомендации по использованию масла для трансмиссии
Рекомендации могут немного отличаться в зависимости от типа трансмиссии (ручная или автоматическая), конкретной марки масла и рекомендаций производителя. Но, есть ряд универсальных советов, которые подойдут всем:
- Использовать масло, которое рекомендовано производителем конкретного автомобиля. Искать в руководстве по эксплуатации.
- Не смешивать масла. Когда нужно добавить или заменить его, важно выбирать то же самое масло, которое было ранее использовано в трансмиссии.
- Следить за уровнем, чтобы избежать проблем со смазкой.
- Соблюдать интервалы замены — каждые 48-96 тысяч км, точные интервалы в разных марках авто могут различаться.
- Хранить в сухом и прохладном месте.
- Соблюдать срок годности.