Любой автовладелец осознает, как важно своевременно менять моторное масло для стабильной работы двигателя. Однако мало кто задумывается, что это лишь составляющая часть комплексной защиты мотора. Значительную роль в этом играют присадки. Они помогают предотвратить износ, коррозию и накопление загрязнений.
Стоит знать: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета
Что такое присадки в масле двигателя
Это химические соединения, которые добавляют для улучшения его свойств. Они создают на поверхностях деталей пленку, которая уменьшает трение между движущимися элементами. Это одинаково важно при запуске движка на бензине или дизеле, поскольку базовое, даже супер качества, само по себе не обладает необходимыми характеристиками для надежной работы мотора. Ведь ему приходится функционировать при высоких температурах и давлении, при загрязнениях от сгорания топлива.
В составе компонентов антикоррозийные компоненты, которые защищают металлические детали от влаги, кислорода и окисления. Вязкостные модификаторы помогают сохранять оптимальную консистенцию при разных температурах: не дают загустеть в холоде и разжижаться в жару.
Моющие и диспергирующие дополнения растворяют и удерживают загрязнения, которые появляются в результате сгорания топлива. Таким образом не образуется нагар и нет отложений на деталях агрегата. Антиокислительные присадки предотвращают перегрев и разложение масла под воздействием высоких температур и кислорода, продлевая эксплуатационный срок его службы. Антипенные добавки устраняют излишнее пенообразование, которое нарушает стабильность работы и ухудшает смазывающие свойства.
Читайте: Как залить присадку в двигатель — полезные советы и рекомендации в 7 разделах статьи
Нужны ли присадки в двигатель
Они повышают вязкость, улучшают моющие свойства и уменьшают трение в движке. Если приходится использовать не качественное масло, добавки компенсируют его недостатки. В изношенном моторе ингредиенты временно улучшают работу, снижают вибрации и шумы.
Они решают конкретные проблемы при обкатке:
- Снижают расход, поскольку уплотняют зазоры между деталями.
- Очищают мотор. Те, что с моющими свойствами, помогают удалить отложения и шлам.
- Уменьшают износ деталей. Те, что с антифрикционными компонентами, уменьшают трение, что важно для старых механизмов.
Для качественного изделия надбавки не нужны. В них есть все необходимое, добавление лишнего только нарушает баланс состава. Так что когда движок работает нормально и используется то, что рекомендовано производителем, дополнительные прибавки ни к чему.
На заметку: Как выбрать антифриз для автомобиля — 6 ценных советов для водителей
Классификация присадок в двигатель
Их различают в зависимости от функций, назначения и химического состава. Рассмотрим, какие присадки добавляют в масла, опираясь на виды классификации.
По функциональному назначению
Это самый распространённый способ классификации, основанный на выполняемых задачах:
Тип присадок |
Функция |
Моющие (дисперсные) |
Удаляют отложения, предотвращают образование шлама и нагара, поддерживают чистоту двигателя |
Антифрикционные |
Снижают трение между движущимися частями, уменьшают вред из-за изношенных деталей |
Противоизносные |
Формируют защитную плёнку, предотвращая контакт металлических поверхностей |
Противозадирные |
Уменьшают риск задира деталей при высоких нагрузках и температурах |
Антиоксидантные |
Замедляют процессы окисления масла, продлевая срок его службы |
Модификаторы вязкости |
Стабилизируют вязкость при различных температурах |
Противопенные |
Снижают образование пены, улучшая смазку |
Антикоррозионные |
Защищают металлические детали движка от коррозии |
Депрессорные |
Обеспечивают текучесть при низких температурах |
Уплотняющие (герметизирующие) |
Восстанавливают уплотнения и уменьшают утечку масла |
По химическому составу
Группируют по основе химической структуры:
Тип химических соединений |
Примеры применения |
Металлоорганические соединения |
Защита от износа (например, соединения цинка, молибдена) |
Полиэфиры |
Улучшение вязкости и текучести |
Серосодержащие соединения |
Противозадирные и противоизносные свойства |
Фосфорсодержащие соединения |
Антифрикционные и противоизносные добавки |
Амиды и имиды |
Моющие и диспергирующие дополнения |
Силиконы |
Антипенные и уплотняющие добавки |
По сфере применения
Систематизируют в зависимости от проблем, которые они решают:
Сфера применения |
Описание |
Для новых двигателей |
Поддержание чистоты, предотвращение окисления масла |
Для агрегатов с большим пробегом |
Снижение утечек, восстановление компрессии, антикоррозийная защита от износа |
Для экстремальных условий |
Повышение устойчивости масла к высоким температурам, давлениям |
Для профилактики |
Моющие и диспергирующие добавки для поддержания чистоты |
Для устранения проблем |
Уплотняющие компоненты для уменьшения расхода масла или антифрикционные для снижения шума |
По температурным условиям эксплуатации
Присадки для моторного масла подразделяются по их способности улучшать свойства при экстремальных температурах:
Класс |
Функция |
Для низких температур |
Обеспечивают текучесть зимой (депрессорные) |
Для высоких температур |
Устойчивость масла к окислению и защита деталей при сильном нагреве |
По физическим свойствам и механизму действия
Активные — вступают в химическую реакцию с компонентами масла или деталей двигателя (противоизносные добавки). Пассивные – изменяют физические свойства (модификаторы вязкости).
В тему: Рейтинг 10 моторных масел — синтетических и полусинтетических
Присадки в моторное масло: плюсы и минусы
Среди преимуществ:
- Улучшение характеристик: они повышают вязкость, имеют моющие свойства, термостойкость и текучесть. Это актуально в сложных эксплуатационных условиях.
- Защита механизма: уменьшают трение, уровень износа деталей и риск образования задиров на них. Формируют защитный слой, предотвращая контакт металлических поверхностей.
- Очистка мотора: моющие и диспергирующие вариации способствуют удалению шлама, нагара и загрязнений.
- Устранение проблем старых движков: герметизирующие и восстанавливающие присадки помогают снизить утечку масла и улучшить компрессию.
- Экономия средств: продлевают срок службы, снижают излишний расход топлива, предотвращают капитальный ремонт двигателя и увеличивают ресурс мотора.
- Работа в экстремальных условиях: повышают устойчивость к высоким температурам, нагрузкам и агрессивным средам.
Среди недостатков:
- Риск несовместимости: некоторые прибавки «конфликтуют» с составом базового масла, снижая его эффективность.
- Если использовать не подходящие, образовываются отложения, снижаются защитные свойства.
- Ненадёжные результаты: эффективность смешиваемых веществ не всегда оправдывает ожидания, особенно если у агрегата серьёзные проблемы.
- Риск передозировки: переизбыток нивелирует свойства, появляются проблемы с его циркуляцией и смазкой.
- Краткосрочный эффект: некоторые супплементы лишь временно улучшают работу мотора, не устраняя основную проблему.
- Повышение стоимости эксплуатации: качественные присадки стоят дорого, их регулярное использование увеличивает затраты.
- Ограничение по типу двигателя: неэффективны или вредны для некоторых моторов (например, с турбонаддувом или с впрыском топлива).
- Могут скрывать серьёзные неисправности: это лишь отлаживает диагностику, что в итоге приведёт к более серьёзным повреждениям.
Из статьи понятно, масло с присадками играет важную роль в стабильной работе движка. Оно улучшает характеристики базового, защищает мотор от износа, коррозионных процессов и загрязнений. Благодаря прибавкам он дольше работает.
Однако использование смешанных ингредиентов должно быть обоснованным. В большинстве случаев современные моторные масла уже содержат все необходимое, дополнительные добавки излишни и во вред. Важно учитывать рекомендации производителя автомобиля и выбирать качественные продукты для замены масла.
Помогают ли присадки для двигателя? Да, они актуальны для моторов с большим пробегом, работающих в неблагоприятных условиях или с конкретными проблемами: утечка масла или потеря компрессии. Для новых и исправных добавление прибавок не требуется.
К слову: Можно ли смешивать моторные масла — 7 аргументов «за» и «против»