До сих пор существует стереотип, что игры - это для подростков, а геймер или киберспортсмен - развлечение, а не профессия. За последнее время в мире произошел настоящий бум, с каждым годом все больше стран признают киберспорт официальным спортом, соревнования становятся все масштабнее, а призовые фонды только увеличиваются.
Кроме того, киберспорт уже добавили в официальную программу спортивных Летних азиатских игр 2022 года, которые пройдут в Ханчжоу в Китае. Как же простые компьютерные игры превратились в отдельный вид спорта, который объединяет десятки тысяч игроков? Попробуем разобраться.
Киберспорт в мире
Первые киберспортивные соревнования состоялись в далеком 1972 году между студентами Стэнфордского университета. Тот турнир был далек от современных масштабных киберспортивных ивентов. Его провели в одной из университетский лабораторий, участие приняли только 24 студента, а победитель получил подписку на журнал Rolling Stone. Пока звучит не слишком привлекательно, не так ли?
С развитием и распространением интернета, в 2000-х, киберспорт получил весомый толчок. Начали появляться отдельные лиги, соревнования стали регулярными, а игры Counter-Strike и Quake выделились в самые популярные дисциплины кибертурниров.
В конце 2000-х такие соревнования вышли на международный уровень. Настоящий «взрыв» возник в Южной Корее, где интернет-кафе стали едва ли не наиболее посещаемыми местами среди школьников и студентов. Кстати, именно Южная Корея одной из первых законодательно признала игровые дисциплины отдельным видом спорта.
В 2003 году в Париже провели турнир Electronic Sport World Cup (Всемирный киберспортивный кубок), к организации которого активно присоединились всемирно известные компании, в том числе и технологический гигант Intel. На то время призовой фонд составил более 150 000 евро. С тех пор турнир ESWC проводят ежегодно, а участвуют в нем только лучшие команды из всех стран мира.
А что же у нас?
Хоть в Украине киберспорт официально признали только в 2020 году, мы тоже не отстаем от мирового сообщества. Украинские игроки достигают значительных успехов и становятся известными на международной арене. Соревнования проводятся все чаще, а бизнес активнее приобщается к организации киберспортивных соревнований.
Как и в других странах, украинский киберспорт происходит из андеграунда, буквально из подвалов компьютерных клубов 90-х. В начале 2000-х ситуация немного улучшается: появляются первые киберспортивные организации, игроки участвуют в небольших соревнованиях и получают призы в виде игровых девайсов (мышей, наушников, клавиатур) или сертификатов на бесплатные игровые сеансы в клубах, чтобы оттачивать свое мастерство.
Лишь в 2010-х киберспорт в Украине вышел на новый уровень. Повлиял на такой буст и выход всем известной игры CS: GO (Counter Strike: Global Offensive). Она до сих пор является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин в мире и собирает едва ли не самую большую аудиторию.
.
Наталья Ларченко - единственная девушка и менеджер в команде по CS, которая четыре года подряд находилась в ТОП-10 команд мира по этой дисциплине (2015-2018 гг). Они были у истоков культуры киберспорта в Украине и СНГ:
«Профессиональный геймер любой компьютерной дисциплины - это как профессиональный спорт. И требования к игрокам соответствующие. Эти ребята (кстати, девушек, на соревнованиях я не встречала), как правило, играют с самого детства, долго и настойчиво направляясь к своей цели. Для того чтобы достичь успеха в киберспорте, необходимы усидчивость, целеустремленность, понимание тактики и стратегии, тонкостей игры. У команд, играющих на профессиональном уровне, есть свой аналитик, тренер, стратег, те кто анализируют игры других команд, они же ведут и статистику каждого игрока - понимают, кто в какой позиции сильнее. Именно поэтому киберспорт очень похож на другие командные виды спорта - такие как футбол, баскетбол и т.д. Именно поэтому это не игры, а дисциплины.
Передо мной стояла задача менеджмента команды. Например, нужно было в первую очередь найти спонсоров, и так как в то время это был не базовый спорт, искали пути самостоятельно. Кстати, мне тогда пригодилась замечательная книга по спортивному менеджменту “The manager” как думают футбольные лидеры». С реальными показательными примерами всемирно известных футбольных команд и их тренеров. Я знакомилась с их биографией, стилистикой менеджмента и поняла, что в этих сферах много общего.
Мы и готовились к кибертурнирам, как к настоящем матчам. Например, до соревнований мы жили в одном здании, с четким расписанием и распределением обязательств - минимум 8-часовая рабочая неделя с лишь одним выходным - в воскресенье. Кроме различных задач и прокачки навыков каждого и команды в целом, шла кропотливая работа с аналитиками, стратегами, изучение новых карт игры и тому подобное. Это ежедневная работа и огромный труд. Поэтому довольно трудно объединить в одной команде игроков профессионального уровня. Но нам удалось».
Киберспорт сегодня
Сейчас, как в мире, так и в Украине киберспорт - это отдельная прибыльная индустрия, объединяющая игроков в команды и зрителей у экранов мониторов. Так, например, в прошлом году общее количество часов просмотров игры CS: GO превысила 354 млн (это на 25% больше, чем в 2019 году).
Сегодня никто уже не вспоминает о компьютерных клубах, ведь настоящую гейм-зону можно обустроить прямо у себя дома. Для этого даже не нужен сверхмощный настольный ПК, ведь игровые ноутбуки создаются с учетом высоких требований современных игр. Выбирая такой девайс, следует обращать внимание на предпочтения и интересы геймера, а уже под это и подбирать лэптоп и процессор - сердце компьютера.
Так, например, с современными процессорами Intel Corе можно бесперебойно играть в свое удовольствие, а также участвовать в киберспортивных соревнованиях, стримить и создавать контент.
Такие современные технологии позволяют участвовать в турнирах, сидя в удобном геймерском кресле посреди собственного дома. Это как раз существенно отличает киберспорт от других видов соревнований и дает неограниченные возможности для развития как в Украине, так и в мире.