У японцев есть поговорка: «Самурай носит меч всю жизнь, даже если он пригодится ему один раз». Провода для прикуривания, они же стартовые, — та же самая «катана» для современного водителя. Их можно провозить в багажнике несколько лет, пока однажды не возникнет ситуация, когда ничего, кроме них, не сможет помочь запустить двигатель.
Но для того, чтобы оборудование действительно помогло, а не стало причиной разочарования или того хуже, короткого замыкания с возгоранием, провода необходимо правильно выбрать. Дадим советы, как это сделать.
Как выбрать провода для прикуривания
Для начала необходимо понять, в каком именно случае помогут эти устройства. Прикурить, то есть воспользоваться напряжением сети другого автомобиля или дополнительного источника тока, подключившись к ним, имеет смысл только в одном случае. Когда собственный аккумулятор автомобиля неспособен прокрутить стартер. А с ним и двигатель внутреннего сгорания, настолько сильно, чтобы он завелся.
Во всех остальных случаях, а именно: неисправности стартера и его компонентов, отсутствие топлива, проблемы с искрообразованием и прочих подобных неполадок прикуривание бесполезно. Так как батарея, функции которой берет на себя, исправна.
Пусковая система ДВС потребляет очень большой ток, поэтому стартовые провода должны отвечать многим требованиям. Тонкожильная проводка бортовой сети, оставшиеся после ремонта дома кабели для 220 В вряд ли помогут запустить машину. В лучшем случае они не смогут передать ток большой силы, а в худшем — могут сгореть и повлечь за собой пожар. Необходимы только специальные провода, пусковые. Как выбрать и какие учесть параметры, рассказываем.
На заметку: Как выбрать тент для автомобиля — 8 ключевых аспектов
Толщина и сечение жил
В интернете часто попадается картинка, где прикуривают от другого аккумулятора при помощи двух больших гаечных ключей. Изображено на самом деле не такое уж и вопиющее нарушение техники безопасности. Разве что можно прицепиться к отсутствию изоляции. Но поскольку расстояние между контактами значительное, а характеристики тока достаточно низки, возникновение дуги между полюсами в сухую погоду практически исключено. И, если контакты, то есть губки ключа, плотно прилегают к клеммам, способ вполне может считать рабочим. Во всяком случае, сечение таких «проводов» никак не назовешь недостаточным.
В каждой шутке есть доля правды, присутствует она и тут. Сечение проводов для прикуривания должно быть примерно таким, как у гаечного ключа. А вот какого именно — зависит от параметров автомобиля и номинальной силы тока аккумулятора. Эти данные обычно нанесены на крышке АКБ рядом с емкостью. Сечение пусковых проводов нужно выбирать по такому принципу:
Сила тока
|
Описание | Сечение |
150-200 А | Тонкие провода для мотоцикла или авто с небольшим аккумулятором | до 8 мм2 |
350-500 А | Провода средних характеристик, подходят большинству транспортных средств, в том числе легковым авто и внедорожникам | 10-20 мм2 |
600 А-1000А | Устройства для ДВС большого объема, грузовые или для напряжения 24V | От 25 мм2 |
Кроме того, требования к сечению зависят от материала, из которого изготовлены кабели.
Стоит знать: Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля — 8 последовательных шагов
Материал токопроводящих жил
Жилы — основа провода, металл, по которому проходит электричество. Материал значим для токопроводимости. Пусковые кабели в основном производят трех видов:
- Медные. Все знают, что медь — лучший проводник, но не все — почему именно. Главный плюс этого вещества — низкое удельное сопротивление, 0,017 Ом·мм²/м против 0,028 Ом·мм²/м у алюминия.
- Алюминий. Да, этот металл имеет лишь 65% от проводимости меди, он менее прочный, но зато легче и значительно дешевле.
- Алюминий с медным покрытием (напылением). Компромиссный материал, сочетающий характеристики меди со стоимостью и весом алюминия. Алюминиевым сердечником с омеднённой наружной частью сегодня оснащено большинство автомобильных пусковых проводов.
Изоляция
Если упомянутым нами вначале «проводам» из ключей она была не нужна, то для настоящих, качественных изделий это один из важнейших атрибутов. Первая задача изоляции — защита от короткого замыкания при возможном соприкосновении токопроводящих жил друг с другом, а также корпусом автомобилей, принимающего и заряжающего. Как известно, кузов большинства автомобилей является одной большой «минусовой клеммой» и всегда находится под током, когда подключена АКБ.
Другая задача изолирующего материала — защита от механических повреждений: изломов, обрывов, потертостей. Кроме того, изоляция обязательно должна быть эластичная, прочная и морозостойкая. Последнее особо актуально, потому что часто помощь разрядившемуся аккумулятору бывает необходима зимой.
Недобросовестные производители часто используют для своих проводов дешевые резину и ПВХ, которые на морозе дубеют. Проверить это при покупке провода для прикуривания авто и выбрать такие, какие не мерзнут, сложно, поскольку температура в магазинах автозапчастей и других торговых точках редко опускается ниже нуля. Тем не менее нужно стараться приобретать пусковые провода из морозостойкого термопласта или настоящего силикона.
Ну и конечно желательно приобретать двухцветные провода, где красный кабель предназначен для клемм «плюс», а черный — для «минус». Сделано это для того, чтобы минимизировать риск перепутать полярность при подключении.
Познавательная статья: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров
Зажимы
Они же «крокодилы» — такое название контакты кабелей для прикуривания получили за характерную зубастую форму. Это едва ли не самый ответственный узел в проводах, к ним можно предъявить целый список требований. Вот на что нужно обратить внимание в «крокодилах» при покупке:
- Материал, из которого они изготовлены. Как и в случае с жилами, лучше всего, чтобы это была медь. Но скорее всего, зажимы опять-таки будут изготовлены из алюминия, покрытого медью. Чем толще напыление, тем долговечнее, надежнее и беспроблемнее провода.
- Надежность зацепа. От площади соприкосновения «крокодилов» с клеммами, «ухватитости» зажима, как и от надежности крепления штатной проводки автомобиля, зависит вообще возможность передачи тока. Как следствие, и пуска автомобиля. При слабом контакте передастся мало тока, значит, стартер просто не прокрутится.
- Способ соединения зажима с проводом. То, каким образом жилы контактируют с металлом «крокодила», играет большую роль при передаче тока. Чтобы проверить, каким образом реализован стык, нужно снять пластиковый чехол или саму рукоять. В качественных изделиях провод либо припаян к зажиму, либо имеет завальцованные по металлу жилы. В плохих «крокодилах» обжимка выполнена прямо через изоляцию, что ненадёжно и грозит обрывом.
Длина проводов для прикуривания
Чаще всего брать ток для запуска приходится у другого автомобиля, и удобнее это делать, не снимая аккумулятора с машины. У современных автомобилей это сделать довольно непросто. А некоторым моделям и вовсе снимать АКБ противопоказано или, как минимум, нежелательно — собьются настройки электроники, и тогда помогать придется уже им.
Поэтому пусковые провода должны быть существенно длиннее гаечных ключей. В продаже обычно представлены кабели длиной от 2,5 м до 5 метров. Но в отличие от сечения, тут лучше не руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше», поскольку длина прибавляет проводу сопротивления, а это чревато потерей тока.
Нужно выбирать провода по длине, исходя из того, где находится АКБ в автомобиле. Если она стоит в моторном отсеке, рядом с радиатором, вполне подойдут короткие. Если батарея спрятана в нише под стеклом, или, тем паче, под сиденьем, в багажнике или в других труднодоступных местах, нужно брать кабели подлиннее — вплоть до 6 метров.
Читайте: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета
Рекомендации и советы
Итак, какие провода для прикуривания лучше? Подытожив все сказанное, обрисуем критерии выбора:
- Максимальный ток. Этот показатель необходим от 400 А и выше.
- Сечение. Оно должно быть не меньше 10, а лучше — 12 мм². При этом желательно обращать внимание не только на общую толщину, но и на количество жил кабеля.
- Материал проводов и зубьев зажима. Отлично, если это будет медь, но как бюджетный вариант для нечастого использования подойдет также омедненный алюминий.
- Крепление жилы к «крокодилу». Должно быть надежное, пайка или механическое соединение с самими жилами
- Изоляция. Морозостойкая, мягкая, но прочная, термопласт или силикон.
- Длина проводов. Она должна быть достаточной для подключения вашего авто к большинству других машин. В среднем это 4 метра.
В заключение можно пожелать владельцам автомобилей, чтобы это надежное средство для пуска двигателя при помощи стороннего источника тока как можно реже было для них актуально. Ну или чтоб запускали они только другие машины. Поскольку самый лучший и уверенный пуск обеспечивает работоспособная и исправная пусковая система собственного автомобиля.
Веские доводы: Можно ли смешивать моторные масла — 7 аргументов «за» и «против»