В пользу каждого из вариантов масса факторов. Масла разнообразны по своей классификации, применяемости и составу. Между тем, у большинства водителей хоть раз возникала ситуация, когда приходилось лить одно моторное масло в другое. Попробуем понять, как это можно сделать максимально безопасно и предостеречь от часто встречающихся ошибок.
Смешивание моторных масел — когда оно обычно происходит
Оставим за скобками эксперименты автомобильных блогеров и любопытство автолюбителей. Перечислим повседневные ситуации, когда возникает необходимость смешать разные масла в двигателе.
- Нехватка масла в двигателе
Пример: водитель решил проверить уровень, вытащил щуп, а масла там на минимуме. Или того хуже — меньше минимума. Одно дело, когда это происходит возле гаража, где имеется запас масла. Или в городе, где неподалеку магазин автозапчастей. Тогда можно долить именно тот продукт, который уже присутствует в ДВС и «не париться».
Однако бывают ситуации, когда проблема настигла в пути. Запаса при себе нет, в магазине при заправке выбор ограниченный. Именно та марка, которую в авто заливали на прошлом ТО, отсутствует. Как быть — купить и долить другое масло или продолжить путь до дома или СТО на эвакуаторе? - Смешение масла по незнанию
Ситуация схожая с предыдущей, с одним «но»: водитель не знает, какое именно масло залито в двигатель. Произойти это может, например, если он недавно приобрел авто, взял его напрокат или … угнал. В этом случае можно «попасть» именно в ту марку и модификацию смазки только при большом везении. Как поступить в этой ситуации — долить первое, что придет в голову, или сменить масло полностью? - Смешивание моторного масла по ошибке
Бывает, что водитель доливает масло с уверенностью, но впоследствии оказывается, что в картере находился совсем другой продукт. Двигатель при этом вроде работает нормально, и никаких проблем не проявляется. Что делать — нужно ли сразу сливать получившуюся смесь или все-таки можно продолжить эксплуатацию?
Вопросы эти отнюдь не простые, поскольку на кону стоит исправность двигателя, одного из самых дорогих узлов автомобиля.
Познавательная статья: Чем промыть систему охлаждения в автомобиле — 8 шагов в инструкции
Потенциальные риски смешивания масел
Хотя производители предупреждают о недопустимости смешивания масел с разными характеристиками и пугают последствиями, конкретного описания того, что произойдет даже в самом плохом случае, добиться трудно. То есть, такой «феерической» реакции, какая бывает, например, при смешении тормозных жидкостей стандартов ДОТ и БСК — с расслаиванием составляющих, выпадением осадка наподобие известкового и полной неработоспособности системы — скорее всего, не получится. По крайней мере, если речь идет не о контрафакте, а о доливке сертифицированного продукта ответственного производителя.
Минусы смешивания масел:
- Снижение эффективности содержащихся в них присадок;
- снижение моющих средств;
- уменьшение срока службы;
- ускорение процесса окисления масла;
- в самых критичных случаях — кавитация и повышенное пенообразование.
То есть, последствия смешивания моторных масел не мгновенные. По большей части они появляются в долгосрочной перспективе. Намного хуже двигателю внутреннего сгорания совсем без масла. Масляное голодание чревато задирами и заклиниванием поршня в рабочей камере. То есть, как минимум, дорогостоящим ремонтом или даже заменой блока цилиндров, а то и всего двигателя. Это, конечно, не означает, что в мотор можно доливать «Олейну нерафинированную» или отработку из дедушкиного «Запорожца» — годами стоящую в гараже для смазки петель. Но разумные варианты в экстренных случаях допустимы.
В копилку знаний: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета
Допустимые случаи смешивания моторных масел
Сначала нужно определиться, что необходимо получить: компромиссный состав, чтобы доехать до ближайшего сервиса и при этом не «поймать клина»; или моторное масло, на котором можно ездить долго — как минимум, до регламентной замены. Первый вариант описывать не будем в связи с его рискованностью. Отметим лишь, что полными противопоказаниями тут будут масла трансмиссионные или созданные для 2-х тактных двигателей: их заливать в 4-х тактный мотор категорически нельзя.
Рассмотрим долгосрочные варианты, среди них:
Доливка небольшого количества масла
Незначительный объем, необходимый для доливания «до уровня», не способен существенно изменить состав общей массы масла. Примерно то же наблюдается, когда водитель переходит на новое масло во время его регламентной замены, поскольку слить старое масло полностью невозможно. Небольшая часть отработанной смазки всегда остается в каналах двигателя. Ровно, как и промывочных средств. Именно поэтому специалисты не рекомендуют злоупотреблять промывкой ДВС и по возможности стараться не менять сорт используемой смазки ДВС.
Допускается доливать масло другой марки не более чем 10-15% от всего объема. Если двигателю нужно большее количество, желательно полностью сменить масло на новое (в идеале вместе с фильтром).
Смешивание моторных масел на одной основе
Чтобы понять, какие масла можно смешивать, нужно вспомнить основную классификацию этих ГСМ.
Главный принцип деления — по химическому составу и способу получения основы:
- Минеральное. Его получают в результате перегонки нефти.
- Синтетическое. Органически синтезируется из нефтепродуктов или синтетических углеводородов (в основном этилен).
- Полусинтетика. Смесь минеральной основы и синтетических компонентов.
- Гидрокрекинг. Производят из нефти путем гидрокаталитической переработки.
Конечно, эта классификация довольна общая, но применение для доливки масла на той же основе, что и используемое, — уже половина успеха. При условии, что речь идет не о половине объема в картере, а опять-таки о 10-15%, вполне допустимо.
Можно ли долить масло другого производителя со схожими характеристиками по SAE, API и ACEA
То есть, согласно основным типам стандартов, по которым структурируются современные моторные масла. Первый из них, SAE (Society of Automotive Engineers — американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) — классифицирует масла по вязкости. Обычно это главная маркировка, по которой водители выбирают смазку для своих двигателей (например, 0W30). Первая цифра здесь — низкотемпературный коэффициент в закодированном виде: от обозначения нужно отнять 40. Буква W — показатель сезонности, цифра после нее — высокотемпературный коэффициент.
Однако не все масла разных производителей одинаковой вязкости желательно смешивать. Стандарт API (American Petrol Institute — Американского института нефти) предписывает употребление масла в разных видах двигателей:
- S (Service) — для бензиновых;
- С (Commercial) — для дизельных.
Двойная маркировка (например, SG/CD) будет говорить о применимости в двух видах моторов. Кроме того, вторая буква стандарта говорит о предназначении для двигателей определенного поколения. Чем дальше по алфавиту буквы — тем современнее масло.
Классификация ACEA, (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles — Ассоциации европейских производителей автомобилей) более точна и требовательна. Она подразделяет продукты на следующие классы:
А
|
Для бензиновых ДВС |
В | Для дизельных до 2,5 л |
С | Для тех и других с нейтрализаторами |
Е | Для дизелей больше 2,5 л |
Плюс каждый делится по рабочим характеристикам (цифра рядом с буквой):
- 1 — энергосберегающие;
- 2 — широкого потребления;
- 3 — повышенного качества с продленным ресурсом;
- 4 — для моторов с прямым впрыском;
- 5 — масла с высочайшими качествами и сверхдолгим интервалом.
Таким образом, если у обоих масел — и у того, что уже залито в мотор, и у того, которое предполагается доливать, — характеристики совпадают. Например, они оба 5W40 API SM ACEA A3/B4, их спокойно можно смешивать. А если у обоих еще и есть допуски автопроизводителей (Volkswagen, к примеру, или GM), это вообще «бинго».
Использование масел одного производителя с близкими характеристиками
Однако, несмотря на вышеописанное, самый предпочтительным вариантом смешения является добавление моторного масла одного и того же производителя. Желательно, из одной линейки или серии, пускай и отличающегося по вязкости. И заодно вот вам ответ на популярный вопрос: «Можно ли смешивать масло 10w40 и 5w30?».
Причина тому проста: масла одного завода и суббренда обычно содержат одинаковые присадки. Это практически исключает риск возникновения реакций между различными компонентами, которые возможны в случае смешивания смазок разных брендов. А потеря (или наоборот, увеличение) текучести масла при этом вряд ли будет значительным или заметным.
Читайте: Как сэкономить на бензине: 5 рабочих советов
В каких случаях смешивать масло недопустимо
Мы рассмотрели случаи, когда смешение моторных масел происходит в максимально «дружественных» условиях. Теперь поговорим о том, когда это чаще происходит с наибольшим риском. Повторимся: в любом случае, худшим вариантом будет сухой ход поршня в цилиндре — работа пар трения без смазки.
Можно ли смешать синтетику и полусинтетику и другие масла с разными основами
Крайне нежелательно доливать, скажем, полусинтетику в минералку. Даже если они одной вязкости — допустим, 10W30. Смазочные материалы, имеющие разные основы, всегда имеют существенно различающийся химический состав. Для них используются совершенно разные присадки, с высокой долей вероятности «не дружащие» друг с другом. Особенно плохо смешивать масла с понижением: минеральное лить в полусинтетическое, и уж тем более, в синтетику, в том числе, в современные масла ПАО.
Смешивание масел разных классов
Не допускается смешивать между собой масла для моторов легковых и грузовых автомобилей, то есть, имеющих по API и ACEA разные классы. Характеристики смазочных материалов, применяемые в них добавки, тоже разные. То, что нужно низкооборотистому дизелю, может только навредить форсированному движку с турбонаддувом, работающему на бензине. Смешиваясь, присадки нейтрализуются, и масло теряет все полезные качества.
Смешивание масел разных производителей в больших количествах
По той же причине нельзя смешивать масла разных брендов в больших пропорциях (50/50 или 60/40). Даже если эти смазки идентичны по маркировкам и допускам, следует ограничить добавление 10-15 процентами от общего объема моторного масла в двигателе автомобиля.
Стоит знать: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров
Рекомендации по безопасному смешиванию масел
Подытожим и составим свод правил для случаев, когда необходимо смешать масло:
- Смешивать можно только тогда, когда решить проблему масляного голодания другим способом невозможно.
- Масляное «ассорти» не должно становиться привычкой и традицией.
- Доливать отличающееся масло можно только тогда, когда уровень ниже нормы.
- Долгий пробег после доливки допустим только в случае, если добавлено масло того же бренда, но отличающееся по вязкости. Или другого, но полностью совпадающее по классам/допускам. Во всех иных ситуациях «бурду» из мотора нужно как можно быстрее слить и заменить однородным по составу моторным маслом.
- Можно доливать и смешивать только сертифицированные масла гарантированного происхождения, предназначенные для применения в четырехтактных моторах внутреннего сгорания. Другие смазки лить в ДВС строго запрещается.
Ситуации, когда без смешивания моторных масел обойтись сложно или невозможно, возникали у каждого владельца автомобиля. И далеко не всегда они решались правильно, что ставило под угрозу работоспособность двигателя. Надеемся, теперь читателям будет проще принять правильно решение и обезопасить тем самым себя и автомобиль от дорогого и сложного ремонта.
На заметку: Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля — 8 последовательных шагов