Велосипед – пожалуй, лучшее средство, которое изобрело человечество для езды с использованием только лишь своей мускульной силы. Он пригодится и для перемещения по ровным городским дорогам, и для преодоления глухого бездорожья вдали от обитаемых мест. А еще это отличное средство самореализации. Каждый найдет в нем что-то по душе: возможность обогнать ветер, способ проверить собственные силы и умения, шанс показать мастерство владения двухколесным транспортом.
Из чего состоит велосипед?
Велосипед состоит из большого количества деталей:
- рама
- седло
- вилка
- руль
- колеса
- педали
- цепная передача
- тормоза передние/задние
- система звезд для переключения скоростей (планетарный механизм)
- крылья
- багажник
Это не просто множество соединенных вместе запчастей, а цельная конструкция, в которой функция каждого элемента глубоко продумана и реализована оптимальным образом. На то, чтобы разработать модели современно образца, которые бы сочетали удобство, надежность и великолепные ходовые качества, ушло больше столетия.
Его величество велосипед: история изобретения
Самый первый самокат, претендующий на звание велосипеда, был разработан бароном Дрезом в далеком 1817 году. Сам изобретатель называл его «машина для ходьбы»: в устройстве не было полноценного механизма для вращения колес. Зато уже имелся руль, пара одинаковых колес и соединяющая всю конструкцию рама, изготовленная из обычного дерева. На раме имелось место для сидения, несколько напоминающее современное седло. Годом позже Дрез запатентовал разработку, которая стала известна под названием «дрезина». Современное название велосипеды получили лишь после того, как к модели Дреза добавили седло, крепление которого позволяло настроить высоту посадки.
Купить велосипед в то время значило не выбрать нужную модель, а продемонстрировать готовность мириться с недостатками имеющихся. Особенно это касалось мягкости хода. В 1845 году появился патент на надувную шину, однако из-за несовершенства предложенной конструкции в массовое производство идея не пошла. Велосипед по-прежнему любовно именовался «костотрясом»: жесткая конструкция передавала все толчки ездоку, заставляя очень тщательно выбирать дорогу.
Как появились современные модели
В течение первых десятилетий модели эволюционировали незначительно. Однако затем прогресс значительно ускорился:
- 1862 год: Лалман пристроил на переднее колесо педали;
- 1864 год: Мишо наладил выпуск модели Лалмана, заодно сделав раму из металла;
- 1867 год: Каупер разработал конструкцию металлического колеса со спицами;
- 1870 год: распространение схемы пенни-фартинг с большим передним колесом и сиденьем над ним;
- 1878 год: Лоусон разработал цепную передачу; в этом же году появилась первый складной транспорт на двух колесах, размер рамы велосипеда был соответствующим образом скорректирован;
- 1885 год: Старли спроектировал и запустил в массовое производство Rover – первую модель современного образца с равными по размеру колесами, передачей вращения на заднее колесо и сиденьем между колесами;
- 1888 год: каучуковые шины избавили от тряски и сделали езду удовольствием;
- 1898 год: механизм свободного хода избавляет от необходимости постоянно крутить педали, а педальные тормоза обеспечивают удобное торможение;
- 1890-е: на смену стали пришел алюминий, из которого изготавливается рама, объявление вида «куплю велосипед» перестает удивлять;
- 1903 год: планетарный механизм обеспечил переключение скоростей;
- 1950 год: современный механизм смены скорости, максимальный контроль над темпом движения;
- 1974-1975 годы: использование титана и углепластика для производства;
- 1983 год: велокомпьютер дает подробную информацию о процессе езды.
Аутсайдер, который побил чемпионов
В 1895 году появился первый лигерад – модель, на которой нужно было лежать. За счет этого у него появился ряд явных плюсов:
- снижен риск травм головы;
- обтекаемая форма позволяет развивать большую скорость;
- уменьшается нагрузка на спину, в целом полезнее для здоровья.
Продажа велосипедов этого типа сначала шла с трудом, поскольку у рамы такой конструкции обнаружились и минусы:
- непривычное положение велосипедиста;
- затрудненный подъем в гору (нельзя встать на педали);
- медленный поворот из-за больших размеров.
Цена велосипеда тоже не всегда радовала, поскольку требовалось наладить производство нестандартных деталей для транспорта. Однако в 1933 году случилось невероятное событие, приведшее к росту популярности лигерадов. Признанный аутсайдер чемпионата Ф. Форо принял предложение Ш. Моше использовать разработанный годом ранее лигерад в официальных заездах.
Результат превзошел все ожидания: целый год Форо был непобедим на трассах. Попутно он установил мировой рекорд, превзойдя лучшие на то время показатели классических моделей. И все это с меньшими усилиями! Неудивительно, что Мировой союз велосипедистов принял решение больше не пускать лигерады на одни трассы со стандартными моделями.
Виды велосипедов
Велосипеды стали настолько популярны, что проникли практически во все сферы жизни – даже в космосе они есть, пусть и в виде тренажера. Сегодня производители выпускают не только классический вариант, но и множество специализированных моделей. Весь ассортимент делится на несколько категорий со своими особенностями:
- дорожный велосипед
- шоссейный велосипед
- велосипед для триала
- велосипед для кросса (BMX)
- трековый велосипед
- туристический велосипед
- курьерский велосипед
- лигерад (для езды лежа)
- тандем (для двух человек)
- горный велосипед (MTB)
Чаще всего встречаются обычные дорожные модели. Они идеально подходят для езды по городским дорогам и тротуарам, обеспечивая комфортное и быстрое перемещение. Такой велосипед достаточно универсален, поскольку может использоваться всеми членами семьи.
Триальные велосипеды в Киеве также пользуются любовью покупателей. При должной подготовке на них можно буквально вытворять чудеса, радуя друзей и случайных зрителей филигранным вождением и фантастическими прыжками.
На что обратить внимание при покупке велосипеда
Интернет магазин велосипедов – отличное место для покупки двухколесного друга, ведь он позволяет грамотно подойти к процессу выбора. Чтобы транспорт всегда радовал, воспользуйтесь следующими советами:
- Определитесь с категорией, исходя из планируемого использования. В горы нужно брать горный, а для трюков – триальный велосипед. Для универсального использования подойдут кроссовые модели.
- Рама должна соответствовать нагрузкам. Для триала нужны прочные конструкции, в то время как для прогулок по городу лучше взять более легкий вариант.
- Проверьте высоту велосипеда. В зазор между верхней трубой рамы и промежностью должна входить рука – это обеспечит безопасность при спрыгивании.
- Подберите подходящий обод. Двойные обязательны при высоких нагрузках (походы, выполнение трюков), одиночные обода подойдут лишь для ровных дорог.
- Дисковые тормоза более надежны и долговечны по сравнению с ободными вариантами, но при умеренно активном использовании велосипеда могут не оправдать более высокую цену.
- Для спортивных тренировок лучше подходят узкие седла, которые не препятствуют работе мышц ягодиц. В остальных случаях широкие седла обеспечивают больший комфорт.
Следуйте этим нехитрым правилам, чтобы выбрать лучшие велосипеды в Украине.