У большинства авто жидкостная система охлаждения. Как рабочую жидкость, в ней используют антифриз. В отличие от воды, он не замерзает при минусовой температуре. Не вступает во взаимодействие с металлическими деталями радиатора и мотора, препятствуя коррозии. Однако со временем эти жидкости накапливают примеси и теряют свои свойства, нуждаясь в замене с обязательной промывкой системы.
Читайте: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров
Чем допускается промывать радиатор и патрубки системы охлаждения
Известно несколько способов разной степени эффективности, которыми принято промывать ОЖ в случае перегрева. А также при возникновении других проблем в эксплуатации или при замене антифриза: народных и рекомендованных производителями автомобилей.
Как их применяют — в таблице:
Загрязнение
|
Средство и особенности его применения |
Эмульсия Образуется при нарушении герметичности масляных каналов (пробой прокладки ГБЦ, теплообменника и т.п.) |
Дизельное топливо с последующим применением других моющих средств. Желательно удалить термостат при возможности. Промывка бензином также очищает от масла, но намного опаснее из-за воспламенения |
Оксиды металла, ржавчина и накипь Образуются при использовании вместо антифриза воды |
Бытовые препараты — лимонная кислота, уксусная, ортофосфорная (в том числе, содержащиеся в лимонадах), пищевая сода |
Небольшое количество грязи | Дистиллированная вода, средства для мытья посуды, стиральный порошок |
Все виды загрязнений | Моющие средства и присадки, состав которых разработан для очистки систем охлаждения и радиаторов автомобилей |
Средства, специально разработанные для чистки системы охлаждения
Автомобильная химия, созданная с конкретной целью и сферой применения в автомобильных охлаждающих системах, является наилучшим вариантом. Применение такого рода препаратов предполагает гарантированный результат: качественную очистку радиатора, всех патрубков, шлангов и каналов от любых видов отложений, а также безопасность использования.
Особенно это касается продукции ведущих компаний отрасли: Wynn's, Abro, Turtle Wax и похожих. В комплекте с этими средствами идет подробная инструкция, разъясняющая их использование. Придерживаясь ее при промывке, у водителя появится уверенность, что не навредит двигателю своего автомобиля.
При замене ОЖ на СТО, если она не сильно загрязнена, систему могут почистить дистиллированной водой, иногда добавляя в нее определенное количество (20-30%) свежего антифриза. Использование простой воды запрещается. Она — частая причина коррозии.
Стоит знать: Как выбрать канистру для бензина — 6 признаков качества
Как еще можно промыть систему охлаждения двигателя — народные методы
Несовершенство и дефицит автохимии в прошлом привело к появлению множества «гаражных» методов промывки, которыми некоторые владельцы автомобилей пользуются до сих пор. Некоторые из них довольно эффективны, а иногда даже уникальны. Например, производители специальных средств не всегда дают решение как промыть систему охлаждения автомобиля после попадания в нее моторного масла и образования эмульсии. После использования «солярки» как промывки, желательно промыть систему еще раз — уже с использованием специальной присадки.
Большинство «дедовских» способов промывки влекут за собой ощутимые минусы:
- Малоэффективность. Бытовые средства, наподобие лимонной или борной кислоты, пищевой соды или гелей для мытья посуды, борются только с частью отложений и часто бессильны перед сильными загрязнениями.
- Затратность. Хотя народные способы призваны экономить, метод промывки газировкой на поверку может оказаться дороже, чем спецсредствами из автомагазина. Дело в том, что какой-либо положительный эффект дают только дорогие продукты производства ведущих изготовителей. В них используются натуральные кислоты. Недорогие «буратины» и «колокольчики», не содержащие ничего, кроме воды и симуляторов вкуса, с точки зрения чистящих качеств хуже воды из водопровода.
- Небезопасность. Нетрадиционные вещества для промывки агрессивны по отношению к компонентам системы охлаждения. Каустической содой можно промывать только медные радиаторы и патрубки, а отбеливатель может навредить алюминиевым деталям.
Можно использовать эти методы разве что в случае, когда система машины сильно загрязнена, а иные средства промывки недоступны. В противном случае лучше обойтись без сомнительных лайфхаков.
В копилку знаний: Как измерять емкость аккумулятора — 3 рабочих метода
Как промыть систему охлаждения автомобиля: пошаговая инструкция
Опишем процедуру с применением специального средства для промывки. Обратите внимание: чаще всего средство для промывки смешивается с дистиллированной водой. Раствор заливается вместо слитого антифриза. Инструкция дана для такого метода:
Шаг 1
|
Развести жидкость для промывки в таком количестве воды, которое соответствует заливочной емкости системы охлаждения (см. Руководство по эксплуатации авто) |
Шаг 2 | Слить старый антифриз в подготовленную тару соответствующей емкости, соблюдая меры предосторожности: дать двигателю остыть до 50-60оС, не вдыхать пары ОЖ |
Шаг 3 |
|
Шаг 4 | Залить приготовленный раствор-очиститель |
Шаг 5 |
|
Шаг 6 | Слить отработанную смесь, повторив шаги 2-3 |
Шаг 7 | При необходимости еще раз промыть систему, повторив шаги 2-6 |
Шаг 8 |
|
На заметку: Как сэкономить на бензине: 5 рабочих советов
Чистка системы охлаждения: советы и рекомендации
Прежде чем промыть радиатор автомобиля, помните: не всегда перегрев двигателя связан с качеством охлаждающей жидкости. Чаще температура растет, если:
- Неисправна помпа (водяной насос).
- Вышел из строя термостат (не открывается на большой круг).
- Крышка радиатора или расширительного бачка не держит давления.
- В систему охлаждения попадают горячие выхлопные газы.
Поэтому перед заменой антифриза необходимо исключить вышеуказанные неисправности, а также проверить саму жидкость на чистоту и плотность, используя ареометр.
Старый антифриз перед началом промывки, и уж тем более жижу, образовавшуюся после процедуры, необходимо слить полностью, оставив как можно меньше загрязнений внутри. Штатный краник внизу радиатора или снятие с него нижнего патрубка не всегда дают возможность сделать это полностью, поскольку далеко не на всех авто являются нижней точкой в системе.
Изучите инструкцию к автомобилю. Часто сливные отверстия или даже дополнительные краники находятся на блоке цилиндров. Практически всегда полностью осушить систему охлаждения можно, сняв или открутив помпу (водяной насос). Замеряйте количество слитой жидкости и ориентируйтесь на данные руководства по эксплуатации — так можно узнать, до конца ли она слита.
Работы с горячей жидкостью нужно проводить либо в непромокаемых рукавицах, либо, если их нет, голыми руками. Использование тряпичных перчаток чревато ожогами из-за их намокания. Не открывайте крышку радиатора или расширительного бачка сразу после выключения ДВС. Дождитесь пока он остынет.
Заменить охлаждающую жидкость несложно. Главное, строго придерживаться правил техники безопасности. Утилизировать использованные антифриз и очищающий раствор, помня об экологии. Заливать правильную ОЖ и всегда следить за ее уровнем и состоянием.
Познавательная статья: Где можно и где нельзя пользоваться видеорегистратором + 2 главные причины запрета