Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, целесообразно разобраться, что представляет собой горный байк, для чего он служит и какие требования к нему предъявляются. Несмотря на очень конкретизированное название, горные велы предназначены не только для восхождений.
В реальном воплощении, стандартный горный велосипед — это мощный байк повышенной надежности с усиленной рамой. От обычного городского велосипеда такие модели традиционно отличаются низкой рамой, агрессивными покрышками и более широким диапазоном передач.
Какие бывают горные велосипеды
Горные велосипеды делятся на три подвида, отличающиеся своим назначением и, как следствие, конструктивными особенностями. Это:
- хардтейлы;
- двухподвесы;
- ригиды.
Хардтейлы, обладающие только передним амортизатором и жесткой рамой из облегченных алюминиевых сплавов или углеродного волокна, наиболее уместны для преодоления препятствий (езды по ухабам), дерт-джампинга, а также соревнований по кантри- или байк-кроссу, стриту и слалому.
Благодаря наличию двух амортизаторов (на обоих колесах), двухподвесы особенно комфортны, быстры и хорошо контролируемы даже на самых непроходимых тропах. Это идеальный вариант для скоростной езды по бездорожью, фрирайда и даунхилла.
Что касается ригидов, то подобные модели лишены обоих амортизаторов, что обеспечивает им выигрыш в весе (благодаря облегченной вилке), но значительно снижает скорость на сложных трассах и делает езду менее комфортной.
Выбираем колеса
На сегодняшний день наиболее распространенными являются горные модели с колесами 24, 26 и 29 дюймов. Еще до недавнего времени стандартом считались МТБ с колесами 26 дюймов, но в настоящее время модели 29" составляют им жесткую конкуренцию. Являясь более тяжелыми и медленными при начальном разгоне, они обеспечивают:
- больший импульс от одного оборота педалей;
- усиление сцепления;
- увеличение «угла атаки» при преодолении препятствий.
Колеса 24 дюйма традиционно устанавливаются в подростковые байки.
Тормоза: дисковые или ободные?
Пожалуй, все велосипеды, кроме некоторых горных, уже обзавелись более новыми дисковыми тормозами (механическими, регулирующимися по мере износа в ручном режиме, или гидравлическими). Они располагаются на специальном прикрепленном к колесу диске и привлекают тем, что:
- обеспечивают эффективное торможение даже на влажной и скользкой поверхности;
- не нуждаются в замене колеса (меняется только изношенный ротор);
- требуют меньше тормозных усилий.
Тем не менее, в таких моделях достаточно сложно проверить степень изношенности тормозной колодки, а, кроме того, гидравлика достаточно дорога в обслуживании.
В свою очередь, тормозная система, связанная с ободом колес (V-brake), является, хоть и менее эффективной, но более экономичной. Здесь достаточно просто контролировать изношенность тормозной колодки и выполнять ее замену. При этом подобные тормоза со временем изнашивают обод, в результате чего может потребоваться замена колеса.
Критерии выбора рамы
Как выбрать горный велосипед с правильной рамой? Очень просто! Для определения размера рамы достаточно использовать следующие рекомендации:
- сидя на велосипеде, вы должны чувствовать себя расслабленно и комфортно (тело не должно быть слишком натянутым или чрезмерно сжатым);
- когда вы сидите, ваша нога, стоящая на педали, должна быть слегка согнута в колене;
- руль может быть ниже седла максимум на два сантиметра.
Сильный наклон верхней трубы подойдет высокому велосипедисту с более короткими ногами, поэтому именно так выглядит большинство мужских моделей. Для женщины удобней будет укороченная и заниженная рама, обеспечивающая более высокое положение на седле.