Хотя аккумуляторная батарея отдает ток, то есть работает, всего несколько секунд в день, ее сложно переоценить. От исправности АКБ зависит уверенный и своевременный пуск двигателя внутреннего сгорания.
У современных автомобилей требования к аккумулятору выше — в отличие от старых карбюраторных моделей, где батарее было достаточно прокрутить коленвал и дать искру в трамблер. Сегодняшний источник тока питает ЭБУ, топливный насос и форсунки и еще массу другой электроники.
Как понять, что стоит зарядить автомобильный аккумулятор
Любому, даже начинающему, автолюбителю знаком приятный звук бодро крутящегося стартера, который через пять-десять секунд сменяется звуком работы двигателя — бензинового или дизельного. Если этого не происходит, стартер при повороте ключа зажигания отзывается только несколькими медленными оборотами и останавливается, не успев запустить ДВС. Это часто говорит о проблемах с аккумуляторной батареей.
Кроме разряженной АКБ, помешать запустить мотор могут также другие неисправности:
- Неплотно прилегающие или окисленные клеммы;
- отсутствие контакта (окисление) в цепи — на генераторе, стартере, массовой шине;
- проблемы со стартером.
Проверить всю электрику автомобиля неподготовленному человеку, да еще и в полевых условиях, довольно сложно, но вот заняться клеммами вполне по силам. Их необходимо открутить от аккумулятора, снять, очистить при помощи наждачной бумаги или надфиля, плотно надеть назад и тщательно прикрутить.
После того как клеммы очищены, можно снова попробовать запустить двигатель. Если это не удается сделать, нужно проверить заряд аккумулятора. Сделать это можно несколькими способами:
- На некоторых АКБ присутствует индикатор заряда батареи — зеленый шарик, который поднимается, когда электролит в банках аккумулятора имеет достаточный уровень и плотность.
- На части автомобилей присутствуют штатные приборы, контролирующие напряжение в сети — вольтметры. Кроме того, можно приобрести дополнительные девайсы, которые вставляются в гнездо прикуривателя. Но эти приборы не всегда могут дать адекватную информацию. Они либо с низкой точностью, либо находятся далеко от источника тока, поэтому показания при проходе через цепь могут искажаться.
- Можно проверить выходное напряжение при помощи приборов, подключенных в диагностический разъем: бортовых компьютеров или сканеров на базе ELM327, работающих по Bluetooth. Такая информация намного точнее предыдущей.
- При помощи нагрузочной вилки — тестера для аккумуляторных батарей. Прибор дает достоверные данные, но довольно сложен для простого автолюбителя и не применяется в других сферах.
- Самое простой, но при этом точный и корректный способ, — при помощи мультиметра (тестера). К тому же, этот прибор обязательно понадобится — и, если придется заряжать АКБ при помощи внешнего зарядного устройства, и при других электрических работах в автомобиле и дома.
На заметку: Какой видеоредактор выбрать: топ-5 популярных программ
Как правильно измерить напряжение на клеммах аккумулятора
Чтобы измерить заряд аккумулятора, переключатель мультиметра нужно перевести в положение DC/20V – «постоянный ток до 20В». Щупы тестера подключить к предварительно очищенным соответствующим клеммам батареи: черный — к минусу, красный — к плюсу. При этом обязательно снять с батареи хотя бы одну из них, или отключить автомобиль другим способом (выключателем массы при его наличии), чтобы снять нагрузку с АКБ. Проводить замеры лучше всего не сразу после выключения двигателя машины, а спустя определенное время — через 10-12 часов или перед пуском.
При этом нормальным напряжением исправной АКБ считаются показания между 12,0 и 13,0 вольта. Существует даже народная методика определения уровня заряда — приблизительная, но довольно действенная. Согласно ей, десятые доли вольта соответствуют остаточной емкости, например:
- При 12,9 В аккумулятор заряжен на 90%;
- 12,5 — на 50%;
- 12,1 — на 10%.
Таким образом, если прибор, подключенный к батарее, показывает меньше 12 вольт, значит, она нуждается в зарядке. Хотя исправный автомобильный генератор способен зарядить АКБ самостоятельно, при возможности подумайте, как зарядить аккумулятор авто внешним зарядным устройством. Это позволит полнее зарядить батарею, что улучшит ее состояние и продлит срок эксплуатации.
К слову: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Снимать с автомобиля аккумуляторную батарею для зарядки необязательно и не всегда желательно. Во-первых, на многих современных автомобилях это сделать довольно сложно, а во-вторых, средний вес самой популярной АКБ емкостью 60 Ач составляет 13-15 кг. В случае падения аккумулятора на твердую поверхность (асфальт, металл) его корпус с высокой долей вероятностью может расколоться, а содержащийся в нем электролит, являющийся кислотой, может серьезно повредить одежду и кожу.
Главное — соблюдать температурный режим, то есть, заряжать АКБ при температуре от 0 до 25оС. Если есть возможность оставить автомобиль в отапливаемом помещении или, в теплое время суток, в месте, где в подкапотное пространство не будут проникать солнечные лучи и влага, достаточно лишь снять клеммы, очистить их вышеописанным методом, а также протереть корпус батареи тряпкой.
Если аккумулятор замерз и электролит в нем заледенел, перед зарядкой его нужно отогреть хотя бы до перехода кислоты в жидкое состояние. После этого химические реакции изнутри помогут поднять температуры батареи.
Если аккумулятор все-таки необходимо переместить в теплое помещение, нужно помнить о мерах предосторожности:
- Не переворачивать и не наклонять батарею, чтобы исключить вытекание кислоты;
- устанавливать аккумулятор на ровную и прочную поверхность;
- не пользоваться возле заряжающейся АКБ открытым огнем, поскольку из нее могут выделяться горючие газы;
- заряжать аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении;
- не пользоваться самодельными, неисправными зарядными устройствами.
Тип аккумулятора также имеет значение при зарядке. Условно АКБ делятся на две основные группы: обслуживаемые и необслуживаемые. К первому типу относятся батареи с сурьмяными пластинами (Ca/Ca), ко второму — кальциевые аккумуляторные батареи (Ca/Ca), где пластины также сделаны из свинца, но легированы они не сурьмой, а кальцием. Кроме того, существует гибридный (Pb/Ca) малообслуживаемый тип аккумуляторов.
Под обслуживанием аккумуляторной батареи понимается необходимость контролировать уровень электролита. И доливать за надобностью дистиллированную воду, поскольку пластины, покрытые сурьмой, имеют свойство ее активно выпаривать. Можно понять, какой перед вами тип, по надписям на аккумуляторе, и по форме пробок на банках. У обслуживаемых батарей они на виду и представляют собой большие пластмассовые винты, вкручиваемые в корпус. В необслуживаемых они также присутствуют, но спрятаны под декоративными крышками.
Заряжать обслуживаемую АКБ необходимо с открытыми крышками, предварительно долив дистиллированной воды (иные жидкости строго исключаются!) таким образом, чтобы уровень электролита был на 1-2 мм выше пластин аккумулятора, стоящего на ровной поверхности.
Для необслуживаемых батарей эти манипуляции необязательны, однако желательны, если есть подозрение, что уровень жидкости в них снизился (выкипел или вылился).
Читайте: Подготовка автомобиля к зиме: 7 памяток для водителя
Пошаговая инструкция как правильно заряжать аккумулятор автомобиля дома
На сегодня в продаже доступно большое количество зарядных устройств для АКБ, отличающихся простотой и надежностью. Они оснащены минимумом регулировок. Это переключатель 6/12/24В и ручка потенциометра — регулятора силы тока. Поэтому пользоваться ими может человек любой степени подготовленности. Нужно лишь придерживаться определенных правил при работе с электрическими приборами.
Шаг 1
|
Сначала нужно изучить инструкцию к зарядному устройству, подготовить место, где будут находиться прибор и АКБ, протянуть при необходимости удлинитель, убрать все лишнее |
Шаг 2 | Очистить клеммы аккумулятора, в случае, если батарею не демонтируют с авто, отключить и убрать силовые кабели |
Шаг 3 | При необходимости открыть банки АКБ, проверить уровень и долить дистиллированную воду |
Шаг 4 | Подключить зажимы зарядного устройства к аккумулятору, соблюдая полярность: черный — к минусу, красный — к плюсу |
Шаг 5 | Ручку регулятора силы тока выкрутить на минимум. Проверить, совпадает ли вольтаж на переключателе ЗУ с характеристиками батареи (для легковых авто это чаще всего 12В) |
Шаг 6 |
Включить зарядное устройство в сеть. При этом должна загореться световая индикация, подняться стрелка амперметра (или появиться показания на табло). А также будет слышен легкий гул трансформатора. В случае их отсутствия необходимо проверить предохранитель прибора |
Шаг 7 |
При помощи ручки потенциометра поднять значение силы зарядного тока до необходимой. Таковой считается 1/10 номинальной емкости батареи. Например, АКБ 60 А/ч правильно заряжать током 6 ампер |
Шаг 8 |
Дальше большинство зарядных устройств делает все в самостоятельном режиме, владельцу лишь иногда (преимущественно на первых порах) нужно контролировать, чтобы показания амперметра не превышали указанных в п.7. При правильном течении процедуры по ходу зарядки ампераж должен снижаться — батарея будет принимать все меньше заряда |
Желательно также время от времени проверять как заряжается аккумулятор машины, следить за напряжением с помощью мультиметра. Процесс зарядки можно считать законченным, когда значения тока и напряжения не будут меняться на протяжении 1-2 часов. Вольтаж на выходах батареи при этом должен составлять не менее 13 В при выключенном зарядном устройстве.
Познавательная статья: Как сэкономить на бензине: 5 рабочих советов
Советы по эксплуатации аккумулятора
Проверять состояние АКБ и, при необходимости, подзаряжать ее нужно не только в критические моменты, а регулярно — не реже, чем 2 раза в год, перед холодами и после.Необходимо контролировать правильную работу генератора и ремонтировать его в случае проблем. Кроме того, необходимо следить за исправностью электропроводки автомобиля.
Ток АКБ предназначен, в первую очередь, для пуска двигателя. Не стоит злоупотреблять им для питания потребителей, особенно мощных (освещение, мультимедиа) при выключенном ДВС.
За батареей нужно следить — чистить клеммы, протирать поверхность.
Если после зарядки аккумулятора внешним ЗУ проблемы в скором времени повторяются, значит, срок службы батареи подошел к концу и его лучше заменить.
Как можно заметить, следить за аккумуляторной батареей: проверять ее состояние и при необходимости заряжать, довольно несложно и под силу практически всем владельцам автомобилей. Наградой за внимание к АКБ будет гарантированный легкий пуск двигателя при любых погодных условиях.
К сведению: Как выбрать канистру для бензина — 6 признаков качества