Киев
Сердце всей Украины!
0 800 507 800
Вам перезвонить?
  • Блог
  • Акции
  • Магазины
  • Оплата и доставка
  • Что с моим заказом?
  • MOYO обмен
  • MOYO club
Рус Укр
Каталог товаров
Сравнения
Желания
Корзина
Сумма
Корзина

Авторизируйтесь, чтобы получать персональные предложения.

Как проверить датчик ABS – 2 действенных метода

Дата публикации: 16.09.2024 15:56
Дата обновления: 16.09.2024 16:31

АБС – одна из «незаметных» систем автомобиля, которые включаются именно в тот момент, когда это необходимо. Антиблокировочная система существенно повышает уровень активной безопасности авто и облегчает работу водителя в экстренных ситуациях. Ее работоспособность зависит от исправности датчиков ABS, передающих данные о скорости вращения колес.

Что такое датчик системы ABS

Сначала про то, что такое АБС. Антиблокировочная система автомобиля предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении. Когда водитель слишком нажимает на педаль тормоза, колеса перестают вращаться, а машина продолжает двигаться по инерции. Резина идет юзом: скользит поверхностью протектора.

Вопреки сложившемуся мнению, АБС не всегда способствует снижению тормозного пути. На некоторых дорожных покрытиях (гравий, песок, и даже лед при условии использования шипованной резины) заблокированное колесо остановится быстрее. Главный минус юза – потеря управляемости. Заблокированные колеса не меняют траектории, даже если повернуть руль, поскольку пятно контакта не меняется.

Еще одна важная функция АБС – прямолинейное и равномерное торможение в случае, когда разные колеса находятся на участках с разным покрытием (левые на льду, а правые на гравии). Благодаря антиблокировочной системе тут можно избежать не контролированного заноса и прочих, более тяжелых последствий. Вот почему исправность системы важна для безопасности.

В экстренных случаях рабочая система проявляет себя легким треском и несильными пинками по педали тормоза. Это означает, что тормозной системой управляет уже не его нога, а электронный блок. Он анализирует давление в тормозной магистрали, а преобразователи считывают скорость вращения колеса. В результате оно тормозит не что есть силы, а с оптимальным замедлением. В современных системах ABS такие расчеты проводятся более 10 раз в секунду.

Антиблокировочная система интегрирована в штатные тормоза авто и состоит из следующих компонентов:

  1. Электронный блок управления.
  2. Насос ABS.
  3. Гидроаккумулятор.
  4. Модулятор с клапанами.
  5. Измерители АБС (они же скорости вращения колеса). Существует два вида этих приборов: пассивный (индуктивный) и активный датчик (магниторезистивный).

как проверить блок абс

Что такое датчик АБС первого типа? Это катушка с ферромагнитным сердечником, который считывает обороты зубчатого колеса в собственном магнитном поле. Такие проще, но срабатывают только при достижении автомобилем определенной скорости (3-7 км/ч). Этого недостаточно для работы многих систем – ASR, EDS и ESP (антипробуксовка, распределение тормозных усилий), которыми АБС расширена в современных машинах.

Активные работают как датчики Холла, считывая количество оборотов многополярного (магнитного) или стального импульсного — колец. Их сенсоры реагируют на малейшие движения, в отличие от индуктивных, работают при самых минимальных скоростях. Электронный датчик, использующий анизотропный магниторезистивный эффект (AMR) – самый современный прибор, используемый в тормозных системах.

ABS — надежная и долговечная система, с одним «но». Именно преобразователи являются в ней слабым звеном. Причиною тому не конструктивные особенности, а место их установки. Обычно зубчатый венец или импульсный диск закреплены на вращающихся частях (ШРУС, барабан, диск). А датчик АБС — там, где находится ступица колеса, то есть, в близости к дороге. Такое место установки предъявляет повышенные требования к стойкости этих деталей. Они не должны бояться ни влаги, ни грязи, ни даже легких ударов. Со временем качество приборов ухудшаются, и они выходят из строя.

Основные неисправности датчика системы ABS

Причин выхода измерителей из строя несколько: загрязнение, обрыв проводов, разрушение вследствие разгерметизации, короткое замыкание. На работоспособность датчиков ABS могут влиять поломки в других узлах системы: повреждения венца или проблем с блоком управления. Для того чтобы понять, что стало причиной выхода системы из строя, необходимо провести диагностику.

Читайте: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета

Как диагностировать неисправность датчика АБС

Самый бесспорный симптом – горящая лампочка желтого цвета с соответствующей надписью на панели приборов. Если индикатор ABS появляется дольше, чем на 6 секунд, не загорается во время поворота ключа зажигания, кратковременно загорается или моргает во время движения – все это говорит о существовании проблем в системе. Также о них свидетельствует отсутствие эффекта АБС: стрекотания и отдачи в педаль. Тут надо иметь в виду, что проверять работоспособность тормозов целесообразнее не на сухой, а на мокрой или скользкой поверхности.

Лучшая проверка датчиков АБС – диагностика при помощи сканера. Для этого достаточно качественного блютуз-адаптора на основе чипа ELM327 и хорошей программы в смартфоне или планшете. Это лучший способ узнать состояние всей системы, так как проверить блок АБС тоже не будет лишним.

Как проверить работоспособность датчика ABS

Сканер не всегда помогает. Диагностическое оборудование OBD-II работает только на автомобилях выпуска после 1996 года, к тому же часто затрудняется насчет кодов ошибок конкретного колеса. Особенно это касается индуктивных, которых большинство. Выход – проверка датчика АБС такого типа в ручном режиме. Надежнее это сделают специалисты автосервиса. Но при наличии свободного времени и минимального опыта проведения обслуживания автомобиля, у водителя получится продиагностировать приборы самостоятельно.

проверить датчик абс

Перед этим необходимо исключить причины неисправности системы АБС, связанные со смежными узлами. Они могут быть связаны:

  • С перегоранием предохранителей, отвечающих за цепь антиблокировочной системы;
  • выходом из строя электронного блока управления системой;
  • люфтом в подшипнике ступицы;
  • поломками в тормозных цилиндрах;
  • обрывом проводов, идущих к измерителям.

Все эти компоненты необходимо исключить путем осмотра. Если все в порядке, можно перейти к тому, как проверить датчик АБС. Начать нужно с подготовки рабочего места: вывесить колесо или колеса автомобиля; найти место, куда «приходит» разъем преобразователя и отсоединить его. Проверку можно осуществлять при помощи осциллографа и мультиметра (тестер).

Стоит знать: Как выбрать канистру для бензина — 6 признаков качества

Проверка при помощи осциллографа

Такая методика дает более точный результат. Рекомендуется проверять активные приборы АБС. Если осциллографа нет в наличии, на замену ему можно использовать ноутбук со специально закачанной программой или некоторые модели внештатных бортовых компьютеров, имеющие такую функцию. В этих случаях точность будет несколько хуже, но тоже вполне приемлемой.

Способов анализа два: сравнительный и графический. Рекомендуется провести оба для полноты картины.

В обоих случаях нужно подключить осциллограф к разъемам измерителя. Потом шаги разнятся.

Способ
Пошаговые действия
Сравнительный

1. Прокрутить колесо с частотой более 2 об/с.
2. Проследить за колебаниями на экране прибора, при возможности сфотографировать или сделать скриншот.
3. Повторить шаги 1-2 для второго датчика на той же оси автомобиля.

Совпадение амплитуд колебаний на изображениях будет говорить об исправности обоих преобразователей

Графический

Колесо нужно прокручивать медленно (около 0,2 об/с), следя за графиком.

Амплитуда и частота колебаний должны расти с ростом оборотов. Никаких явно выбивающихся пиков, резких скачков и/или провалов. Их наличие будет говорить о неисправности АБС или деформации зубчатого/магнитного колеса

Годные советы: Как выбрать зарядное устройство для авто аккумулятора — 11 подсказок

Как прозвонить датчик ABS тестером

 
Что делать? 
Как делать?
Проверка сопротивления

Перед тем, как прозвонить АБС, мультиметр надо перевести в режим омметра. Нормативное значение сопротивления для конкретной модели авто можно найти в Интернете. В среднем, оно должно составлять 0,5 - 2,0 кОм. Показатель не должен меняться при прокручивании колеса.

Если сопротивление ниже нормативного – прибор неисправен. Близко или равняется нулю — есть межвитковое замыкание в его катушке. Стремится к бесконечности – возможны обрывы проводки или катушки

Проверка напряжения

Вторым шагом будет переключение мультиметра в режим вольтметра постоянного тока (DC). 

Нужно включить зажигание и прокрутить колесо При вращении не более оборота в секунду напряжение рабочего измерителя должно составлять 0,25-0,50 V и быть стабильным. В противном случае вероятны проблемы с электрической цепью или самим прибором

На заметку: Как сэкономить на бензине: 5 рабочих советов

Как самостоятельно заменить датчик АБС

В случае, если прибор неисправен или внушает подозрения, ремонту он не подлежит, необходима замена датчика. Демонтаж и установка прибора под силу человеку с минимальными слесарными навыками. Понадобятся простые инструменты: ключи, молоток, домкрат, щетка и ветошь. Вот алгоритм действий:

  1. Отсоединить разъем АБС, освободить весь его провод.
  2. Подставить домкрат под штатное место рядом с нужным колесом.
  3. Под диаметрально противоположное установить упоры.
  4. Если снимается переднее колесо, вытянуть ручник.
  5. Поднять домкрат и снять колесо.
  6. Открутить и снять измеритель.
  7. Установить новый, уложить его проводку.
  8. Поставить колесо, опустить домкрат.
  9. Затянуть колесо.
  10. Присоединить разъем преобразователя.

После этого необходимо совершить тестовую поездку и проверить работу антиблокировочной системы. Если изменений не произошло, и она до сих пор неисправна, обратиться на СТО.

Диагностика и даже ремонт такой сложной детали, как АБС, вполне доступна даже рядовому автовладельцу. Достаточно лишь иметь несложный набор инструментов, свободное время и желание. Наградою за потраченные силы будет уверенное торможение и безопасность.

Познавательная статья: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров

Комментарии
Оставьте комментарий
Последние новости