Во время работы двигатель автомобиля выделяет много тепла. Антифриз, циркулируя в системе охлаждения, отводит его и предотвращает перегрев. Если бы не он, при морозах в системе охлаждения замерзла бы вода и повреждала радиатор или другие элементы. Антифриз не замерзает при низких температурах, обеспечивая работу системы даже в лютую стужу.
У охлаждающей жидкости (ОЖ) в составе специальные добавки, предотвращающие появление ржавчины в радиаторе, насосе и патрубках. Он не дает накапливаться солевым отложениям на внутренних стенках системы охлаждения, что помогает сохранить ее эффективность и продлить срок службы.
На что обратить внимание при выборе охлаждающей жидкости для автомобиля
В инструкции к автомобилю указывается тип охлаждающей жидкости, рекомендованный для определенной модели. Следуют этим рекомендациям. Важно убедиться, что он подходит для металлов, из которых изготовлены детали системы: алюминия, меди или стали.
Разделяют несколько типов при выборе антифриза:
- G11: минеральный, подходит для старых автомобилей. Эффективен, но замечено наличие выпавшего осадка, который ухудшает эффективность системы.
- G12 и G12+: органические, с улучшенными антикоррозийными свойствами. Подходят для современных автомобилей.
- G13: экологичный, на основе глицерина. Используется в современных авто с высокими требованиями к охлаждающим жидкостям.
- Гибридные антифризы (HOAT): смешанные составы для машин, которым требуется универсальная защита.
Как подобрать антифриз на доливку: цвет не всегда указывает на тип или свойства жидкости, чаще это маркетинговая уловка. Если доливать, нужно присмотреться, что цвет нового антифриза совпадает с уже залитым. Не стоит смешивать разноцветные жидкости, это чревато химической реакцией и образованием осадка. Когда не знаете, какой залит в ваше авто, лучше полностью слить старую жидкость и заменить её на новую, подходящую.
В основе ОЖ этиленгликоль или пропиленгликоль. Этиленгликоль дешевле, но токсичнее. Пропиленгликоль экологичнее и безопаснее. В составе также проверяют наличие антикоррозийных, антикавитационных и антинакипных добавок. Желательно покупать проверенные бренды (Liqui Moly, Castrol, Prestone, Felix и т.д.), а не дешевые подделки. Не будет лишним проверить у продавца сертификат качества.
В копилку знаний: Как залить присадку в двигатель — полезные советы и рекомендации в 7 разделах статьи
Тосол и антифриз — в чем отличия
Часто тосол и антифриз воспринимаются как одно и то же. На самом деле это не так. Разница в их составе, свойствах и истории создания.
Тосол — это торговая марка охлаждающей жидкости, разработанной в СССР в 1971 году. Название произошло от аббревиатуры «ТОС» (Технология Органического Синтеза) и окончания «ол» для придания научного звучания. Антифриз — общий термин для обозначения охлаждающих жидкостей. Это международное название, которое охватывает множество их видов.
В основе тосола — этиленгликоль. Добавки неорганические: силикаты, фосфаты, бораты. У него устаревшая технология производства, менее эффективная в защите от коррозии. Антифризы на основе этиленгликоля или пропиленгликоля. Содержат органические и гибридные присадки, которые лучше предотвращают коррозию и образование накипи. Бывают разных типов (G11, G12, G13), и все они соответствуют современным стандартам.
Тосол служит 1-2 года, поскольку неорганические присадки быстро теряют свою продуктивность. Срок службы антифриза зависит от типа:
- G11 — 2-3 года.
- G12/G12+ — до 5 лет.
- G13 — 5+ лет.
Тосол подходит для работы в диапазоне температур от -40 °C до +110 °C. У антифризов лучшая предрасположенность к экстремальным температурам, особенно при высоких нагрузках. Тосол подходит для старых машин с системами охлаждения из чугуна и стали. Пагубно влияет на алюминиевые детали. Антифризы безопасны для алюминия и других материалов, используемых в двигателях современных автомобилей.
При выборе тосола обычно бросается в глаза синий или голубой цвет. Антифриз — в зависимости от типа: зеленый, красный, оранжевый, желтый, что не всегда указывает на его состав и свойства. Тосол дешевле из-за устаревшей технологии производства. Антифриз дороже, поскольку эффективнее и долговечнее.
Читайте: Рейтинг 10 моторных масел — синтетических и полусинтетических
Классы охлаждающей жидкости: таблица
Охлаждающие жидкости классифицируются на различные классы, которые определяют их состав, свойства и применение. Основная классификация принята в соответствии с немецким стандартом VAG (Volkswagen-Audi Group):
Маркировка |
Состав |
Краситель |
Срок службы |
Применение |
G11 |
Неорганические присадки |
Синий, зеленый |
2-3 года |
Старые авто (чугунные двигатели) |
G12 |
Органические |
Красный, розовый |
До 5 лет |
Современные авто (алюминиевые двигатели) |
G12+ |
Гибридные (ОАТ) |
Красный, пурпурный |
До 5 лет |
Универсальное |
G12++ |
Гибридные (НОАТ) |
Оранжевый, красный |
До 7 лет |
Премиум авто, высокие нагрузки |
G13 |
Глицерин, органические |
Желтый, фиолетовый |
До 10 лет |
Экологичные и современные автомобили |
G11 создают защитную пленку на поверхности металлических деталей, предотвращая коррозию. Снижают теплообмен из-за образования пленки.
G12 обеспечивают селективную защиту, действуя только на участках коррозии. Не образуют пленки, что улучшает теплообмен.
G12+ в комбинации органических и неорганических присадок (гибридная технология). Совмещают преимущества G11 и G12, защищая от коррозии и от кавитации. С улучшенными теплообменными свойствами и долговечностью.
G12++ с улучшенной гибридной формулой (HOAT – Hybrid Organic Acid Technology), которая усиливает защиту от коррозии, кавитации и перегрева.
G13 соответствуют самым высоким требованиям по теплопроводности и защите от коррозии.
Влияет ли цвет охлаждающей жидкости на качество
Цвет охлаждающей жидкости не влияет на её качество и характеристики. Он служит для визуальной идентификации, чем для определения состава или эффективности. Два антифриза одного цвета от разных производителей могут иметь разный состав и свойства. Однако окраска помогает на глаз оценить состояние антифриза.
Чистый, яркий оттенок указывает на свежесть. Помутнение, изменение на коричневый или ржавый свидетельствуют о загрязнении, износе добавок или ржавчине в системе охлаждения.
Познавательная статья: Можно ли смешивать моторные масла — 7 аргументов «за» и «против»
Существует ли разница между антифризом для дизельного двигателя и бензинового двигателя
Существует разница между антифризом для дизельного и бензинового двигателя. Она связана с требованиями, которые предъявляют эти моторы к системе охлаждения. Дизельные двигатели работают при повышенных давлениях и температурах.
Генерируют больше тепла из-за высокой компрессии воздуха и интенсивного горения топлива. Склонны к кавитации (образованию пузырьков газа в жидкости), что может повредить металлические поверхности, особенно в области цилиндров. Бензиновые двигатели работают при меньших нагрузках, чем дизельные, их система охлаждения менее требовательна.
Охлаждающая жидкость для дизельного двигателя содержит добавки, предотвращающие кавитацию. Это особенно важно для моторов с мокрыми гильзами цилиндров, где пузырьки могут разрушать металлические поверхности. Часто используется технология HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), которая сочетает качество присадок — органических и неорганических. Для грузовиков и дизельных двигателей большого объема иногда добавляются специальные ингибиторы коррозии и антипенные добавки.
Для бензиновых двигателей достаточно антифриза с органическими присадками (OAT) или гибридной технологии (G12, G12+). Эти жидкости защищают от коррозии и перегрева. Дизельные двигатели часто работают в тяжелых условиях, поэтому быстрее «вырабатывают» антифриз, требуется частая замена и контроль состава. Бензиновые моторы дольше сохраняют свойства охлаждающей жидкости, если антифриз подобран правильно.
Стоит знать: Чем промыть систему охлаждения в автомобиле — 8 шагов в инструкции
Как самостоятельно заменить антифриз в машине
Что понадобится:
- Новая ОЖ, рекомендованная производителем автомобиля.
- Емкость для слива старой жидкости, обычно канистра на 5-10 литров.
- Перчатки и защитные очки (антифриз токсичен).
- Воронка для заливки.
- Дистиллированная вода (для промывки системы, если необходимо).
- Инструменты: отвертка, ключи (в зависимости от конструкции автомобиля).
Работают в проветриваемом месте, избегая контакта антифриза с кожей и глазами.
- Автомобиль должен быть выключен, а двигатель — холодным, чтобы не обжечься.
- Поднимают капот, убеждаются, что есть доступ к радиатору и бачку с охлаждающей жидкостью.
- Открывают крышку радиатора и расширительного бачка для устранения вакуума. Это позволит жидкости вытекать быстрее.
- Находят сливной кран или пробку на радиаторе. Обычно он расположен в нижней части. Подставляют тару для сбора жидкости.
- Откручивают пробку и дают жидкости полностью стечь.
- Сливают антифриз из двигателя. На некоторых авто предусмотрена сливная пробка на блоке цилиндров.
- Если система сильно загрязнена или при переходе на новый тип антифриза, промывают её дистиллированной водой: заливают вместо ОЖ.
- Запускают двигатель, дают ему поработать 10-15 минут.
- Сливают воду, как и старый антифриз. Повторяют процедуру до тех пор, пока она не станет чистой.
- Подготавливают новый антифриз. Если он концентрированный, разводят дистиллированной водой в пропорции, указанной производителем (обычно 1:1).
- Заливают ОЖ, используя воронку, заполняют радиатор и расширительный бачок до отметки «MAX».
- Запускают двигатель, дают ему поработать 10-15 минут на холостом ходу. После прогрева мотора наблюдается потеря уровня охлаждающей жидкости. Ее доливают до нужной отметки.
- На некоторых авто есть клапан для удаления воздуха. Если его нет, дают двигателю поработать с открытой крышкой радиатора, пока не исчезнут пузырьки.
- Закрывают крышку радиатора и расширительного бачка. Смотрят, чтобы не было утечек из сливных отверстий и соединений.
- Старый антифриз сдают в пункт приема химических отходов, он токсичен.
Проверяют уровень охлаждающей жидкости через несколько дней. Он может немного упасть из-за выхода оставшегося воздуха.
Выбор антифриза для автомобиля влияет на работоспособность двигателя и системы охлаждения. При правильном подходе получится избежать перегрева, коррозии и других последствий. Своевременная замена увеличит срок службы мотора и даст стабильную работу при любой погоде.
На заметку: Как выбрать пылесос для машины – 7 дельных советов