Киев
Сердце всей Украины!
Связаться с нами
  • Блог
  • Акции
  • Магазины
  • Что с моим заказом?
  • MOYO club
Укр Рус
Каталог товаров
Сравнения
Желания
Корзина
Сумма
Корзина

Авторизируйтесь, чтобы получать персональные предложения.

Как выбрать зарядное устройство для авто аккумулятора — 11 подсказок

Дата публикации: 28.05.2024 14:04
Дата обновления: 29.05.2024 15:53

Аккумулятор — самая «неблагодарная» деталь автомобиля. Он работает лишь несколько секунд в день, когда вращает коленчатый вал перед пуском ДВС. Все остальное время батарея принимает зарядку, и все равно этого часто бывает мало. Неоднократно, в самые ответственные моменты, АКБ отказывается выдавать ток. 

Зарядное устройство под капотом автомобиля  

Вместо приветливого жужжания стартера водитель либо слышит звук еле прокручивающегося мотора или щелчки втягивающего реле. Либо, того хуже, наблюдает угасающие лампочки на панели приборов. Между тем, избежать неприятной ситуации можно довольно просто. Достаточно вовремя зарядить аккумуляторную батарею при помощи внешнего зарядного устройства.

Типы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Принцип работы всех зарядок для АКБ авто приблизительно одинаковый: поднять уровень заряда аккумуляторной батареи автомобиля, увеличить плотность электролита. Цель зарядки — не только вернуть аккумулятору рабочее состояние, а и помочь избежать необратимых процессов. Они неизбежно возникают при понижении напряжения на клеммах батареи ниже определенного уровня. Регулярная зарядка при помощи стационарного приспособления оптимизирует работу и серьезно продлевает срок службы АКБ — вплоть до нескольких лет.

Чтобы понять, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше, рассмотрим несколько типов.

Трансформаторные зарядные устройства

Тип приборов, который появился самым первым. Внутри трансформаторного ЗУ находится магнитный стержень с плотными слоями проволочной обмотки. Эта проверенная временем конструкция объединяет функции понижающего трансформатора и выпрямителя — устройства, которым оснащено большинство бытовых приборов. Например, телевизоры, музыкальные проигрыватели и т.д. Просто у них они встроенные, а для зарядки АКБ необходим внешний блок.
Принцип действия зарядок трансформаторного типа прост. Они понижают напряжение с 220 В (или, в редких случаях, 110 В) в потребительской сети домов и гаражей до 12 В (как вариант — 6 В или 24 В). В сети транспортного средства и превращают переменный ток в постоянный. 

Преимущества трансформаторных ЗУ
Ощутимые минусы
1. Регулировка тока,
2. быстрый и медленный режимы зарядки,
3. надежность,
4. высокая ремонтопригодность,
5. низкая стоимость
  • Относительно большие габариты и вес,
  • сложность работы с ЗУ,
  • необходимость постоянного контроля зарядки

Однако по совокупности качеств трансформаторные зарядные устройства по-прежнему популярны для зарядки автомобильных аккумуляторов.

Читайте: Как выбрать тент для автомобиля — 8 ключевых аспектов

Импульсные зарядные устройства

Другое название — инверторные. Принцип работы этого типа ЗУ существенно отличается от предыдущего. Ток тут тоже выпрямляется, но при этом еще и фильтруется. Вместо явного понижения напряжения, инвертор преобразовывает его в небольшие импульсы высокой частоты (откуда и название). Выходное напряжение непостоянно и зависит от скважности (то есть длительности) каждого из импульсов.

Плюсы
Минусы
1. Варианты режимов зарядки;
2. возможность полностью автоматической работы;
3. универсальность;
4. оптимизация процесса зарядки путем разделения на стадии;
5. защита от неправильной полярности и замыкания;
6. защита от перегрева, закипания и перегрузок АКБ;
7. переход в ждущий режим по окончанию процесса;
8. независимость от напряжения в сети (110/220 В)
  • Ограниченная возможность ремонта,  
  • высокая цена

Зарядные устройства этого типа лучше всего подходят для аккумуляторов современного типа (гелевые, AGM и т.п.), а также для восстановления классических свинцово-кислотных батарей, в которых уже начался процесс сульфатации (постепенного покрытия заряженных электродов сернокислым свинцом).

Пуско-зарядные устройства

Принцип работы схож с трансформаторным типом. Однако кроме зарядки ПЗУ способны кратковременно выдавать высокий пусковой ток для пуска двигателя внутреннего сгорания. От них можно прикурить автомобиль когда ДВС нужно запустить срочно и нет времени на длительный процесс. Такие приборы обладают двумя функциями:

  1. Зарядка аккумуляторных батарей малым током (аналогично ЗУ с трансформатором).
  2. Выдача высокого тока (от 100 А и более), необходимого для работы автомобильного стартера в реальном времени.

У пуско-зарядных устройств много дополнительных опций, похожих на те, которыми оснащены импульсные ЗУ: автоматический режим с отключением в конце зарядки, контроль тока и напряжения, защита от неправильной полярности и перегрузок, контроль АКБ. В зависимости от мощности и сферы применения различают три класса ПЗУ:

  • Бытовые. Рассчитаны на кратковременную выдачу тока и зарядку АКБ для небольших транспортных средств. Имеют меньше «фишек», но при этом легче, компактнее и дешевле.
  • Профессиональные. С расширенным диапазоном значений токов, зарядки и пускового. Оснащены надежными защитными системами. Идеальны для использования водителями-новичками, но подходят также для опытных.
  • Комбинированные. Самый продвинутый и многофункциональный класс. Такие ПЗУ могут работать с любой техникой, включая легковые, грузовые авто, тракторы и другую спецтехнику. Это тяжелые, габаритные приборы, часто оснащенные колесиками для перемещения. Используются на станциях техобслуживания, автобазах, крупных парковках и в других подобных местах.

К слову: Как правильно прикурить машину — 9 шагов

Бустеры

Они же джамп-стартеры (от английского jump starting car — прикурить автомобиль). Эта группа не является именно пускозарядными устройствами, поскольку помогает осуществлять только пуск путем кратковременной подачи высокого тока. Представляют собой павербанк увеличенного размера, оснащенный крокодилами для подключения к АКБ. 

В силу своей малой емкости (чаще всего намного меньшей, чем у автомобильного аккумулятора) не подходят для подзарядки. Однако со своими плюсами в виде компактности и автономности. Большинство джамп-стартеров помещаются в сумку или бардачок. Можно зарядить бустер, подключив его в прикуриватель при помощи провода от смартфона.

Как выбрать зарядное устройство для авто аккумулятора

Не секрет, что многие автомобилисты при покупке аксессуаров для своего авто обычно руководствуются двумя принципами: или «как у соседа/друга/коллеги», или «как можно больше функций за как можно меньшие деньги». Оба этих подхода неправильны. Зарядное устройство, которое хорошо показало себя для одного типа автомобилей, может быть неэффективным при других параметрах авто или аккумулятора.

И уж тем более нет смысла искать максимальное количество опций и еще экономить при этом. Лучше сосредоточиться на качестве изготовления и на том функционале, который чаще может пригодиться. Перед тем, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, нужно обратить внимание на его характеристики и особенности эксплуатации.

Тип аккумулятора

WET 

Это не аббревиатура, а первое слово английского термина. Wet cell batteries, дословно «аккумуляторы с мокрыми ячейками», — самый распространенный, классический тип. У нас такие АКБ называют жидкостными или кислотно-свинцовыми, поскольку пластины таких батарей чаще выполнены из свинца. А электролитом для них выступает раствор серной кислоты в дистиллированной воде.

Wet-аккумуляторы делятся на несколько классов.

Сурьмянистые (Sb) — самый первый тип АКБ, ныне устаревший. Называется так из-за содержания в пластинах сурьмы, 5-7%. С одной стороны, она стабилизирует свинец, а с другой — ускоряет процесс выпаривания. Воду приходится постоянно доливать, поэтому такие батареи также называют обслуживаемыми или MF (Maintenance Free). В продажу этот тип раньше часто поступал сухозаряженным.

Свинцово-кислотная батарея в разрезе электролиза 

Малосурьмянистые (также Sb или Pb/Sb) — содержание сурьмы в них всего 2-4%. Имеют широкий спектр применения благодаря своей неприхотливости. Воду в них нужно заливать реже, за это их называют малообслуживаемыми. Гибридные (Са+) также относят к малообслуживаемым, но у них другой тип строения. Пластины положительных электродов малосурьмянистые, отрицательные — покрыты кальцием, что позволяет еще примерно в 2 раза снизить расход дистиллированной воды.

Кальциевые (Са/Са) — в этих АКБ решетки обоих полюсов покрыты кальцием, что сводит выделение газов и выкипание воды практически к нулю. Их называют необслуживаемыми.

Поскольку wet-батареи встречаются чаще всего в автомобилях и в торговой сети, предложения зарядных устройств для таких аккумуляторов наиболее распространены. Их можно заряжать любыми типами ЗУ — трансформаторными и импульсными. Авто с кислотными АКБ без проблем можно запускать при помощи пуско-зарядных устройств.

EFB

Enhanced Flooded Battery, улучшенный жидконаполненный аккумулятор работает по тому же принципу, что и WET, но усовершенствован. Его свинцовые пластины утолщены и помещены в пленку из микроволокна, что позволяет им всегда быть влажными и задерживать на поверхности активные компоненты. Характеристики срока службы, числа глубоких разрядок на порядок выше, чем у кислотных. EFB занимают промежуточное положение между классическими жидкостными АКБ и следующими типами (AGM, GEL). Их, также, как и WET, можно заряжать трансформаторными ЗУ.

AGM аккумуляторы

Принцип их действия хорошо описывает расшифровка английского названия. Absorbent Glass Mat переводится как «абсорбирующие маты из стекловолокна». Внутри таких АКБ тоже есть кислота, но ею пропитаны пористые вставки. У AGM-батарей ряд плюсов перед классическими WET:

  1. Бóльшая емкость при одинаковых габаритах;
  2. больше в три раза расчетное количество циклов заряд/разряд;
  3. усиленный на 30% пусковой ток при отрицательных температурах;
  4. увеличенный срок службы (10 лет вместо 3-4);
  5. полная герметичность корпуса;
  6. устойчивость к вибрациям и переворотам;
  7. быстрый прием зарядки;
  8. отсутствие окисления клемм;
  9. минимальная склонность к сульфатации.

Минусами AGM можно считать увеличенный вес за счет большего количества пластин, высокую цену и чувствительность к перезаряду. Последний пункт особенно важен. Перезаряженная батарея из-за своей герметичности может вспучиться, что повлечет разрушение корпуса. Поэтому для зарядки аккумуляторов AGM желательно выбирать ЗУ, в которых исключена возможность избыточной зарядки, а именно — импульсные.

GEL

Гелевые аккумуляторы — логическое продолжение АГМ. Только вместо пропитанного волокна тут используется гелеобразный электролит. По многим параметрам GEL превосходит не только WET, но и AGM:

  • Выдерживают до 500-700 циклов заряд/разряд против 200-300 у «матовых»;
  • имеют самый низкий показатель саморазряда;
  • не боятся глубокого разряда;
  • нормально работают при низких температурах;
  • мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита.

Минусы GEL-батарей — низкий по сравнению с другими типа стартовый ток в силу конструкции. А также еще большая, чем у AGM, боязнь перезаряда. Кроме того, что вспучивание может привести к их взрыву, перезарядка гелевых аккумуляторов может также разрушить их пластины. Этот тип АКБ также необходимо заряжать только импульсными зарядными устройствами.

LiFePO4

Литий-железо-фосфатная АКБ, разновидность широко применяемых во всех сферах литий-ионных аккумуляторов. Так же, как и у двух предыдущих типов, их корпус герметичен, они не требуют обслуживания. Плюсами литиевых АКБ являются высокий стартовый ток даже при низком уровне заряда и еще большее количество циклов заряд/разряд. Минусы — огнеопасность LiFePO4, они легко загораются при механических повреждениях или при перегреве. Перезаряд или повышенный вольтаж могут привести к полному выходу батареи из строя без возможности восстановления. Таким образом, тут тоже актуально использование автоматического зарядного устройства.

Применение последних трех видов АКБ более оправданно в экстремальных условиях или на высокотехнологичных машинах с частыми пусками. Имеются ввиду мотоциклы, водная техника, автомобили с системой «старт/стоп» и электрокары. Однако противопоказаний для использования их для обыкновенного легкового авто нет. Важно лишь правильно их использовать, в том числе, заряжать.

В тему: Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля — 8 последовательных шагов

Емкость аккумулятора

Один из главных параметров, на которые нужно обращать внимание при покупке зарядного устройства. Чтобы качество и время зарядки было оптимальным, рекомендуется покупать ЗУ, мощность которого составляет около 10-20% от емкости батареи. Если в гараже несколько машин или существует возможность покупки АКБ или авто побольше, зарядку лучше взять с запасом.

Как выбрать нужный ток заряда

Повсеместно считается, что ток должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора, например, 6 ампер для батареи в 60 А/ч; 7,5А — для 75 А/ч и т.д. Но для более полной и основательной зарядки начинать можно с меньших токов — 2-3 А. Особенно, если речь идет об обслуживаемых или малообслуживаемых аккумуляторах. Если хотите заряжать такие АКБ в ручном режиме, стоит купить трансформаторные ЗУ с мануальной регулировкой.

Контроль уровня заряда

Продвинутые типы батарей (GEL, AGM и прочие.) не любят высокого напряжения при зарядке. Нужно обязательно соотносить их входные параметры с выходными данными ЗУ. У импульсных зарядок часто много режимов, среди которых можно найти нужный.

Функция десульфатации

Позволяет удалять сульфатные отложения на пластинах, возникающие при глубоком разряде и/или длительном простое АКБ. Принцип — в чередовании токов заряда и разряда. Чаще всего такая опция у импульсных ЗУ.

Режим зарядки при низких температурах

В мороз емкость АКБ снижается, нужна температурная компенсация — более высокое зарядное напряжение. Но по мере нагревания его необходимо будет снижать. Если отсутствует возможность заряжать батарею в теплом помещении, желательно купить ЗУ с такой функцией. Это могут быть импульсные и трансформаторные устройства.

Стоит знать: Как сэкономить на бензине: 5 рабочих советов

Функция сохранения последних настроек

Такая опция позволяет сохранить параметры последнего сеанса зарядки в памяти ЗУ до трех вариантов. Полезно и удобно, когда приходится часто заряжать один и тот же аккумулятор или аналогичные. Чаще память настроек присутствует в дорогих инверторных зарядках — там, где есть дисплей и прочая электроника.  

Итак, какое зарядное устройство для АКБ выбрать? Нужно исходить из параметров батареи, учитывая возможность будущего апгрейда, а также условия, в которых чаще всего придется работать прибору. Правильно подобранное ЗУ продлит жизнь аккумулятору и позволит избежать неприятных моментов, связанных с отказом автомобиля при пуске.

Дельные подсказки: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета

Комментарии
Оставьте комментарий
Последние новости